Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Бунт? А вот это вряд ли

Бунт? А вот это вряд ли

tenden-situacija-bunt
image_pdfimage_print

Могут ли однопартийцы Ангелы Меркель предъявить ей счет за то, в чем она явно виновата – за провальную миграционную политику, вызвавшую заметный рост недовольства и повлёкшую за собой взлет Альтернативы для Германии (АдГ), которого в ином случае и не было бы? Это крайне маловероятно, поскольку надо предложить какую-либо внятную альтернативу, а откуда бы ей взяться?

Кроме того, сейчас, когда выборы в бундестаг еще достаточно далеко, никто не хочет высовываться, предпочитая посмотреть, как пойдут дела поближе к выборам. Вдруг подуют другие ветры и то, что сейчас смотрится полностью в тренде, станет не вполне уместным и будет стоить карьеры? Нет, уж лучше погодить…

По этой же причине не стоит опасаться подвохов со стороны баварского ХСС. Резкая критика действий канцлера Меркель – это, пожалуйста, но не более того. Традиционная мюнхенская пугалка – а вот как начнём мы работать за пределами родной Баварии, как мобилизуем там электорат, для которого нынешний ХДС недостаточно правый, вот ужо покажем вам кузькину мать – тоже не сработает. В Мюнхене прекрасно отдают себе отчет, что даже если они и переманят половину избирателей у АдГ, то другая-то у «альтернативщиков» все равно останется. Куда надёжней для них будет – при любых инвективах в адрес Меркель – спокойно дождаться баварских земельных выборов 2018 года и там уже в родных пенатах показать себя во всей красе. Их политический багаж это сделает куда более весомым, чем эксперименты на довольно рискованном избирательном поле.

Вообще, внутрипартийных противников Ангелы Меркель должны были крепко отрезвить результаты христианских демократов в Баден-Вюртемберге. Тамошняя партийная организация считается приверженкой того крыла ХДС, которое ассоциируется с Вольфгангом Шойбле, нынешним министром финансов. В «старой» ФРГ он был министром внутренних дел и правой рукой канцлера Гельмута Коля уже тогда, когда Меркель еще была никем и звали её никак. Сейчас этого ветерана германской политической сцены принято считать «эрзацканцлером», способным в любой момент перехватить бразды правления. Провал в Баден-Вюртемберге породил серьёзные сомнения в обоснованности этих предположений.

Меркель, надо сказать, весьма повезло, что в ближайшие недели не предусмотрено больше никаких земельных выборов. Окрылённая победами АдГ добавила бы себе голосов, а «народные» партии – ХДС и СДПГ – униженно подсчитывали бы новые потери, это и к бабке не ходи.

Но передышка, к большому сожалению христианских демократов, будет не особенно длительной. Сравнительно быстро – 4 сентября, в годовщину того памятного дня, когда Ангела Меркель объявила об открытии границ Германии для «понаехавших» – пройдут выборы в земле Мекленбург – Передняя Померания. И АдГ, вне сомнений, сделает ставку на то, чтобы стать в этом ландтаге сильнейшей партией, и на это у неё есть весьма хорошие шансы. Так что схватка предстоит грудь в грудь, без всякой пощады.

Есть и еще одна примечательная деталь: именно в Мекленбурге находится тот округ, от которого Ангела Меркель избиралась в бундестаг. Там её, как говорят в Германии, политическая родина. И если именно там, на самом севере Восточной Германии, ХДС продует выборы «альтернативщикам», то за последствия уже не сможет ручаться никто. Станут возможными такие расклады, которые сейчас и в голову-то далеко не каждому придут.

Но суть интриги в том, что результат мекленбургских выборов зависит не только от взаимных воздействий внутригерманских политических сил и тенденций, но и от внешних факторов. В частности, от двух, носящих фамилии Давутоглу и Эрдоган. Будут ли они всерьез выполнять взятые на себя обязательства по сдерживанию притока мигрантов или, начав получать денежки, просто сымитируют стремление помочь фрау Меркель выбраться из того положения, в которое она сама себя загнала. Вот и судите сами, осмотрительно ли поступает глава берлинского кабинета министров?

Сергей ПЛЯСУНОВ

№3(108), 2016