Эмине Эрдоган: гарем султана был «школой жизни»


С нескрываемым интересом узнала из речи госпожи Эмине Эрдоган, супруги турецкого президента, что гарем султанов выполнял важную социальную функцию. Служил-де «общеобразовательным заведением и подготавливал женщин к жизни». Этот позитивный опыт, как я поняла мадам Эрдоган, может быть востребован как образец для подражания.

Заметьте, сегодня востребован как источник вдохновения (”ispiration”, так перевели ее слова с турецкого янглоязычные источники). По ее утверждению, в султанском серале женщин обучали, как себя вести, просвещали, и вовсе не обязательно использовали как объект сексуальной эксплуатации (у них был выбор? Или дурнушки попросту не котировались? – не пойму).

Все эти пассажи в выступлении первой леди на мероприятии в Анкаре, посвященном эпохе османских правителей под названием «Матери султанов, оставившие след в нашей истории», вызвали немало откликов среди ее соотечественников и особенно соотечественниц. Их мысли по поводу ее похвалы воспитательной функции сераля оказались созвучными моим представлениям об этом деликатном предмете, и потому приведу некоторые из них.

«Получение образования в гареме не могло заменить школу». Добавлю от себя: как можно было чему-то научить путному, если книги отсутствовали в гареме как таковые?

«Если османский гарем был учебным заведением, то почему служившие там мужчины подвергались кастрации?» Факт: заправляли этим собранием женской плоти только евнухи.

«Те, кто поминает сегодня гарем, обычно отправляет своих дочерей учиться в американские университеты». Это прозрачный намек на то, что обе дочери президента Эрдогана обучались в Университете штата Индиана. К слову, сам он в 2014 году заявил, что «не может быть равенства между женщинами и мужчинами», чем вызвал бурю возмущения.

Понять власть предержащих могу: для поддержания духовного единства нации всегда и всюду необходимо возвеличивать светлые стороны прошлого. Иногда приукрашивать. Иногда лакировать тогдашнюю действительность, чтобы внушить согражданами чувство законной гордости за предков и их деяния. Предтечи, увы, не всегда соответствовали принятым в их пору нравственным нормам, не говоря уже о сегодняшних критериях цивилизованности. Но – я лично принимаю высшую целесообразность мифотворчества.

Правда, с одной оговоркой. Выбирать объекты сотворения нового мифа нужно с умом. Чтобы не смешить публику.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ