Топаз в бокале

image_pdfimage_print

Он был одним из символов «старой» ФРГ, той, что теперь называют Боннской республикой. Взрослые потчевали им гостей после хорошего обеда, молодежь, преступно разбавляя кока-колой, принимала его внутрь как верное средство поддать жару угасающей вечеринке.

Он – это «Асбах-Уральт», немецкий виноградный бренди, точнее – вайнбранд, как его называют в Германии. Казалось, он был вездесущ: если в магазине торговали крепким спиртным, то бутылки «Асбах-Уральт» там можно было обнаружить с практически стопроцентной гарантией. Уж и не говорим про круглосуточные лавочки при бензоколонках: там он стоял обязательно.

Скажем сразу, сейчас эта марка переживает не лучшие времена. Не то, чтобы он был забыт, нет. Но нельзя не признать, что «Асбах-Уральт» неуклонно утрачивает свои позиции, его доля на рынке постоянно уменьшается. Ясно, что владельцев компании это совершенно не устраивает, и они намерены придать ветерану германского алкогольного рынка новый блеск.

Зачем? Может, не стоит и стараться, а просто удовлетвориться тем, что в весьма конкурентной среде продается около 2,9 миллиона бутылок емкостью в 0,7 литра? Вроде бы нормальный средний показатель. Но бывший гигант, наконец, счел это положение вещей унизительным и решил показать, что есть еще порох в пороховницах. Как?

Сейчас узнаете. Но для начала – немного истории.

Все началось 5 июля 1892 года, когда Хуго Асбах основал в рейнском Рюдесхайме компанию по производству вайнбранда. Этому искусству он учился во Франции и для того, чтобы продвинуть новинку на германском рынке, ему пришлось соединить в единое целое французское качество с немецкими вкусовыми предпочтениями. Надо сказать, что это удалось: напиток, поначалу называвшийся «Рюдесхаймский коньяк», хорошо пошел. Уже в 1908 году Императорское патентное ведомство внесло его под новым названием – «Асбах-Уральт» – в свой перечень.

В 1924 году компания выдала еще одну новинку: для привлечения прекрасного пола были выпущены конфеты-пралине с вайнбрандом. И они тоже хорошо пошли и продаются до сих пор.

Кстати, Хуго Асбаху, покинувшему этот мир в 1936 году, немецкий язык обязан появлением самого слова «вайнбранд», созданному им для того, чтобы отличить свое изделие от оригинального французского коньяка. Он сделал это в том же 1908 году, и слово прижилось и красуется теперь на множестве этикеток, украшающих бутылки с соблазнительным содержимым. Одно это уже можно считать неплохим достижением, верно?

Бизнес после смерти основателя остался семейным: им взялись руководить два сына и их дядя. Идиллия продолжалась до 1991 года, когда Асбахи расстались с фамильным детищем. Его сожрала британская компания «Юнайтед дистилерз» (сейчас называется «Диагео»). Через 8 лет она продала марку двум компаниям – нидерландской «Болз ройял дистилерз» и германской «Ундерберг», владевшими ею в равных долях. А еще тремя годами позже «Ундерберг» стал единственным владельцем и остается им до сих пор.

Видимо, эта одиннадцатилетняя чехарда владельцев и не принесла ничего доброго проверенной марке «Асбах-Уральт». Конечно, она не утратила былой известности, но как-то вышла из моды. В отличие, скажем, от «Егермайстера», который неплохо продается и в Европе, и на той стороне Атлантики.

А ведь в хорошие времена на предприятии Асбахов в Рюдесхайме работали сотни человек. От былого величия теперь осталось только похожее на крепость здание, стену которого украшает действующий с 1937 года рекламный слоган – «В Асбахе живет дух вина». Сейчас вся эта недвижимость принадлежит городу, который, по утверждению бургомистра, готов использовать её в основном в туристических целях, частично перестроив под жилье. Виноградники распроданы местным виноделам, а кое-что – государственному транспортному предприятию.

Да, чуть не забыл: часть производственных площадей куплена кондитерской фирмой «Ребер» из Бад-Райхенталя, которая по лицензии производит здесь пралине с вайнбрандом. Между прочим, 50 миллионов штук в год. Ах, если бы каждый, кто покупает пралине, брал в придачу еще и бутылочку «Асбах-Уральт». Тогда владельцам было бы не о чем беспокоиться…

А, может, и сейчас все хорошо? Ведь по данным германского института маркетинговых исследований «Нильсен», «Асбах-Уральт» по-прежнему относится к числу безусловных лидеров сегмента «премиум-вайнбранд/бренди/коньяк», занимая долю в 26,2%. Он стоит вровень с такими марками как «Мариакрон», «Шантре» или «Шарлахберг». Да, все бы ничего, но сегмент этот становится в Германии все меньше и меньше. Прежде в него входила каждая третья бутылка продававшегося в стране спиртного. Сегодня он сжался более чем наполовину – до 15%.

Сейчас предприятие «Асбах-Уральт» находится не у городского вокзала, как когда-то, а на окраине. Группа «Ундерберг» – кроме одноименного горького ликера она производит многие достойные марки – «Аверна», «Гленфиддич», «Гразувка», «Московская» – полна решимости вывести на новую орбиту и старинный проверенный вайнбранд.

Для этого продукт и различные рекламные элементы выйдут на рынок под единым девизом «Романтический Рейн». Будет изменен дизайн бутылки, подправлено начертание названия, выпущен хай-болл для «Асбах-Колы». Эта варварская смесь (смайл, смайл, смайл) теперь продается в жестянках, чтобы детки не возились со смешиванием напитка. Есть еще и другие прибамбасы – стаканчики, бокальчики, кофейные наборы и прочее из этого же ряда. Вот такие маркетинговые ухищрения. Поможет ли? Поживем – увидим.

Между прочим, сейчас кроме наиболее употребительного «Асбах-Уральт» (разливается в объемы от 40 миллилитров до трех литров), есть и выдержанная продукция – 5, 8, 15 и 21 год. Так вот, спектр этот хотят расширить. Одна из идей – вывести на рынок вайнбранд пятидесятилетней выдержки. Это, безусловно, хороший ход. Чего, на мой взгляд, нельзя сказать о намерении убрать приставку «уральт» (древний) и определение «вайнбранд».

Откроем один секрет. Если вас не навело на размышления то, что асбаховские виноградники распроданы, поясню: виноград, из которого делается напиток, заявляющий о причастности к «романтическому Рейну», выращен на юго-западе Франции, в регионах «апелясьон Коньяк контроле» и «апелясьон Арманьк контроле». Перегоняется вино тоже во Франции, и коньячный спирт в Германию завозится в цистернах. Вот такая европейская интеграция…

Дистиллят поступает опять-таки не на берега Рейна, а в Оттерсвайер. Он находится в Шварцвальде, то бишь в Бадене. Там в бочках из лимузенского дуба (опять Франция!) вайнбранд выдерживается. Между прочим, бочки эти стоят по 600 евро штучка – без содержимого, разумеется. Купажируется «Асбах-Уральт» там же, а в Рюдесхайме осуществляется финальная доводка – фильтрация, то да се. Так что рейнская романтика не то чтобы полностью притянута за уши.

Но разливается напиток опять-таки отнюдь не поблизости от скалы Лорелеи. «Мерзавчики» емкостью до 100 миллилитров – в Берлине, а все более масштабное – в Саксонии, в Вильтхене.

Тем не менее, 88% оборота компания делает в Германии. И она отдает себе отчет, что рынок будет сжиматься и дальше, поэтому придется активнее заниматься экспортными программами. Речь идет о Китае, России, Польше, США, Великобритании.

Ну а теперь – самое главное. Налейте вайнбранд в правильный толстопузый бокал со стеклянной крышечкой (так принято в Рюдесхайме) и, взяв его пальцами за ножку, не спеша качните, чтобы внимательно рассмотреть цвет. Желтый топаз? Ну вот, все как надо.

Другой рукой за шарик поднимите крышечку и глубоко вдохните аромат, чтобы насладиться букетом вайнбранда. Цветы, мед, орехи, горький шоколад? Скажем честно: все зависит от того, насколько хорошо у вас развито обоняние. Теперь выпейте на здоровье! А про то, что не надо перебарщивать, вы и сами знаете.

Андрей ГОРЮХИН

№7-8(57), 2011

№7–8(57), 2011