Главная > Открываем старый свет > Линия, которая мешает всем

Линия, которая мешает всем

image_pdfimage_print

Процесс пересечения разделительной линии между Республикой Кипр и находящимся под контролем турецких военных северным Кипром, необычайно прост. К примеру, находясь в городе Никосии, вам достаточно покинуть греческую территорию, преодолеть небольшую демилитаризованную зону, подойти к вагончику, немного напоминающему московские ларьки, в которых продают всякую всячину, и потратить секунд 30 на заполнение бумажки. Нужно написать только имя, фамилию, номер загранпаспорта и гражданство. Пограничник быстро занесет в компьютер данные, касающиеся паспорта, изучит бумажку, проставит в ней штамп и все – вы можете свободно передвигаться по северной части острова. Никаких отметок в самом паспорте. Выходит, формально, вы остаетесь в Шенгенской зоне. А де-факто попадаете в страну, которая не признана никем, кроме Турции!

На обратном пути не забудьте проставить второй штамп, свидетельствующий о том, что вы покидаете северный Кипр. Вот в таком образе предстает перед иностранцем кипрская проблема.

Многое тут словно намекает на то, что никаких непреодолимых препятствий на пути к объединению севера и юга, нет. Да, в Никосии можно наткнуться на разделительную стену, опоясанную колючей проволокой. Но аналогии со стеной, возведенной, а потом благополучно разрушенной в Берлине, неуместны: достаточно посмотреть на турков-киприотов, наблюдающих за вами с верхушки стены: они греются на теплом февральском солнышке, пьют чай и машут вам рукой. На подходах к КПП можно встретить ООНовских миротворцев, но, судя по их виду, можно смело утверждать, что здесь, на Кипре, их служба не слишком опасна и не очень трудна.

Нельзя поставить знак равенства между разделительной линией на Кипре и, к примеру, стенами, которые израильтяне воздвигают из соображений безопасности вокруг палестинских поселений. В случае с Израилем сразу видно, что строители стены – люди серьезные, искренне желающие, чтобы его творение стало непреодолимым препятствием для, мягко говоря, не горячо любимых соседей. На Кипре же сама стена – понятие относительное. Так, ее можно увидеть близ одного из КПП в Никосии… а потом вы обнаруживаете, что другой КПП расположен прямо посреди одной достаточно оживленной улицы. Вы просто идете вдоль магазинов и ресторанов и натыкаетесь на «пограничный ларек». Вы пересекаете границу… и можете продолжать движение вдоль ресторанов и магазинов. Вот только люди тут говорят явно не на греческом языке, а расплачиваться можно турецкими лирами. Впрочем, евро тоже охотно принимаются. Но и такой вариант пересечения границы – не единственный. На всем острове оборудованы всего несколько таких КПП. Между тем, как северяне, так и южане, всерьез обеспокоены проблемой нелегальной иммиграции. Желающие попасть в Европу нелегалы могут, к примеру, через Турцию добраться до северного Кипра, и довольно легко пересечь разделительную линию – за пределами городов она слабо охраняется. И всё – нелегалы попадают в Шенгенскую зону, известную отсутствием контроля на внутренних границах!

Внешне складывается впечатление, что эта разделительная линия, образовавшаяся, по сути, внутри Европейского Союза, мешает всем киприотам. Предприниматели-южане рассказывают о преимуществах, которые они могут получить в случае объединения острова. Их коллеги с севера тоже признают, что получат немало пользы от ликвидации разделительной линии. В нынешней ситуации им трудно работать: один только факт того, что их государство признано лишь Турцией, налагает море ограничений. Не надо забывать и о сильнейшей финансовой зависимости Северного Кипра от Анкары.

Не стоит забывать и о туризме: в 2008 году Кипр посетило более 2,1 миллиона туристов. Для сравнения, в 1960 году их насчитали всего 25,7 тысячи. В случае воссоединения отдыхающие получат более легкий доступ к многочисленным отелям и достопримечательностям Северного Кипра. Да и добраться туда станет проще – не останется преград для организации прямых рейсов. А, между, прочим, гостиницы и курорты на севере внешне ничем не уступают своим южным аналогам. Например, очень красив город Кирения. Иностранные туристы тут есть даже зимой, но если бы этот населенный пункт был расположен где-нибудь на юге Кипра или, скажем, в Греции, их, наверняка, было бы значительно больше. Не может не удручать сам вид роскошной, чистой, современной, но совершенно пустой гостиницы с видом на Кирению и на море.

Урегулирование кипрской проблемы приведет и к тому, что занятая ныне турецкими войсками северная часть острова, наконец, де-факто присоединится к ЕС. В Брюсселе, как и в ООН, считают, что остров не должен быть разделен на два государства. Тем не менее, поскольку на практике это разделение существует, Европейский Союз отказывается принимать под свое крыло территории, расположенные севернее разделительной линии.

А что же рядовые киприоты? Многие из них не возражают против воссоединения. Так, на референдуме 2004 года 64,9% турок-киприотов одобрили разработанный ООН «план Аннана», в котором оговаривались условия объединения. Однако почти 76% «южан» отвергли план, так как, видимо, сочли его слишком протурецким и недостаточно жизнеспособным. С тех пор заметного движения вперед в том, что касается объединения острова, не наблюдается.

Но это не означает, что борьба против разделения Кипра на две части не ведется. Политическое решение пока отсутствует, однако попытки найти хотя бы частичное экономическое решение предпринимаются. К примеру, торгово-промышленная палата Республики Кипр и промышленная палата Северного Кипра участвуют в программе ООН «Взаимозависимость» (Interdependence). Название недвусмысленно указывает на то, что цель программы – добиться того, чтобы экономики обеих частей Кипра активнее взаимодействовали друг с другом. Ведь рост экономической взаимозависимости во многом способствовал интеграционным процессам в Евросоюзе, так что почему бы не попробовать то же самое с Кипром?

Разработчики проекта надеются, что бизнесмены с севера и юга Кипра станут больше доверять друг другу, в результате чего будут активнее выступать за воссоединение острова. О заинтересованности сторон в таком сотрудничестве говорят цифры. К примеру, за 2008 год продажи товаров из Северного Кипра Республике Кипр выросли на целых 74%. В трудные для мировой экономики 2009 и 2010 годы продажи упали на 16% и 2% соответственно.

Греки-киприоты пытаются активизировать обмен с северной частью острова, невзирая на мировые финансово-экономические ужасы. В 2008 году продажи с юга на север выросли на 95%, В 2009 году последовал спад на 45%, зато уже в 2010 году продажи снова выросли – на 34%.

Так может ли экономика сыграть ведущую роль в процесс воссоединения родины богини Афродиты? Наверное, нет. Она, безусловно, может стать одним из моторов объединения, но окончательное решение, похоже, все равно будут принимать политики. Им предстоит поиск компромиссов по многим серьезным вопросам: как быть с турецким военным присутствием? А что делать с греками-киприотами, которые были вынуждены бросить свое имущество, когда турки заняли север острова (около 36% всей территории острова Кипр)? Не стоит забывать и о многочисленных выходцах из Турции, поселившихся на Кипре за последние десятилетия. Как сложатся их отношения с греками-киприотами?

И опять-таки не нужно забывать об экономических проблемах. Вторжение Турции нанесло колоссальный урон Республике Кипр. В частности, южане лишились 70% валового объема производства, 46% объема промышленного производства, 48% объема сельскохозяйственного экспорта, 56% объема добычи полезных ископаемых в шахтах и карьерах, 41% объема производства продукции животноводства. Республика сумела преодолеть эти трудности. Сейчас основные доходы приносят финансовые операции, сфера услуг, туристический бизнес, а не полезные ископаемые, промышленное производство, сельское хозяйство и животноводство. Ее экономика, похоже, значительно опередила в своем развитии Северный Кипр. Сколько денег потребуется, чтобы подтянуть экономику северян в случае воссоединения?

Для решения этих проблем нужны смелые, решительные политики, готовые, если это потребуется, принимать непопулярные меры и даже пожертвовать собственной карьерой ради воссоединения. Ну, а пока можно заняться развитием экономических связей.

Владимир ЕРМАКОВ

Никосия-Москва

№2(52), 2011

№2(52), 2011