Трагическое недоразумение


Цикл «Нео-Мондорф»

Почему глобализация душит, давит, закатывает в асфальт традиционную культуру, в том числе большинства европейских народов, точно так же, как африканских, азиатских и любых других, вместо того, чтобы помогать им, развивать их и опираться на них? Вопрос сугубо риторический. Хотя, может быть, эта история даст ключик, с помощью которого удастся кое-что понять.

… Древний Лес и люди всегда жили бок о бок. Уважали друг друга. Берегли. Древний Лес был для людей сродни Старшему Брату. Он кормил и поил их. Давал кров и согревал.

Круглый год люди брали у него мощные прямые стволы для домов. Зимой приносили из него хворост для своего очага, которого у Древнего Леса было так много. С мая по октябрь собирали сладчайшие вкуснейшие ягоды – землянику, потом чернику и дикую малину, за ними – бруснику, клюкву, всего и не перечесть. Летом и осенью заготовляли бесконечное количество самых разнообразных грибов, чтобы с достоинством, не голодая, а еще лучше, в свое удовольствие перетерпеть снежную зиму. Сушили, солили, мариновали их. И Древний Лес гостеприимно расступался, пропуская их ко всем этим богатствам, бережно хранимым им для людей.

Между Древним Лесом и людьми никогда не возникало разлада. Не имело место недопонимание. Не случалось обид. И каких-либо эксцессов ни Древний Лес, ни люди не могли бы припомнить. За исключением, может быть, одного единственного эпизода.

Однажды люди выбрались в Древний Лес на массивной большегрузной телеге, которую они сделали специально для заготовок, запряженной парой отборных лошадей, и так увлеклись, что забрались на топкие места близ Мондорфа. Это было неразумно. Неосторожно. Опрометчиво. Древний Лес ничем не мог им помочь. Люди утопили телегу. Спасая поклажу и лошадей, сами чуть было не пострадали. Но в этом отношении обошлось. И, естественно, по такому пустячному поводу ни людям, ни, тем более, Древнему Лесу даже не пришло в голову обменяться ни малейшими упреками.

Однако всему хорошему приходит конец. Времена меняются. Пролетели века, и люди забыли, чем они были обязаны Древнему Лесу. Они начали относиться к нему без какого-либо пиетета. Как к любой иной вещи, которой надо просто пользоваться. Как к своей собственности.

Они жгли его немилосердно и уже не приходили ему на помощь, бросая все остальные заботы, когда он загорался от удара молнии или по какой другой причине. Вырубали все деревья подряд, напрочь забывая о новых посадках, которые могли бы хоть немного компенсировать убыль. Перестали ухаживать за ним так, как прежде, когда они трогательно следили за ним и помогали избавиться от болезней.

Древнему Лесу было горько. Обидно. До слез. До изнеможения. Но он готов был выносить всё, памятуя о прежней дружбе и добрых отношениях. Тем не менее, в какой-то момент терпеть стало больше невозможно. Тогда он собрал на экстренный совет всю лесную живность от мала до велика. Начал его с того, что задал всем вопрос, на который не находил ответа. Он спросил, не обидел ли кто людей. В чем причина их злобы и пренебрежения.

Лесная живность ничего такого вспомнить была не в состоянии. Ведь в том, что касается Древнего Леса, ничего не изменилось. Он по-прежнему делился с людьми всеми своими богатствами, всем, что у него есть. И только дряхлые старики вспомнили о происшествии, связанном с погубленной телегой.

«Ага, – сказал Древний Лес, хватаясь за эту спасительную соломинку, – давайте вытащим ту телегу из трясины и вернем ее людям, раз они о ней столь сильно печалятся. Но не просто вытащим. Звери, птицы и гады лесные, вы поделитесь с ней своими знаниями и уменьями. Тогда, будем надеяться, люди сменят гнев на милость. Они поймут, как мы все им нужны. Сколько еще наша дружба может дать нам обоим. Как важны мы друг для друга».

Сказано – сделано. Бобры вытащили Телегу из топи, отреставрировали ее, заменили все прогнившие и неисправные детали. Орлы, соколы и ястребы дали ей крылья и научили ее летать. Совы, летучие мыши и дикие кошки подарили способность видеть и бесшумно передвигаться в темноте. Вепри, волки и медведи дали ей силу, мощь и пренебрежение к опасности. Олени и тигры – скорость, выносливость и упорство. Каждый из жителей Древнего Леса поделился с ней чем-то особенным. Сокровенным. Свойственным только ему. И в таком дивном, волшебном, чудодейственном виде Древний Лес и его обитатели вернули Телегу людям.

Ничего подобного человечество не знало. Не видело. Даже не воображало. До такого совершенства ему предстояло расти и расти не одно поколение, а, может быть, и дольше. По технике исполнения. Красоте дизайна, сочетающего старину и неопостмодернизм. По качеству работы. Заложенным в Телегу передовым технологиям.

«Уррра! – возбудился Интернет и все еще пытающиеся соревноваться с ним газеты, журналы и телеканалы. – Мы не одиноки на нашей планете (в чем они были, кстати, абсолютно правы, но это уже другая история). Пришельцы из космоса где-то совсем рядом. Они реально существуют. Нам надо срочно готовиться к встрече с представителями звездных цивилизаций. Таким образом они подают нам весточку. В знании нашей истории, умении прикалываться и чувстве юмора им не откажешь».

То, что Телега – дар не каких-то там чуждых пришельцев, а Древнего Леса, все еще надеющегося на людей, никто даже не заподозрил. Об этом никто из людей, несмотря на очевидность подобного предположения, не сподобился догадаться. Ведь люди традиционно не помнят добра. Не ценят его. Гнушаются им. Такова, по всей видимости, плата, которую они внесли за познание.

Возвращения к истокам, на что так надеялся Древний Лес, не произошло. Без какого-либо угрызения совести люди бросили его на произвол судьбы. На разграбление и поругание. Как до того Древний Рим и языческие святыни, и уже в наше время – буддистские храмы Средней Азии и богатейшие музеи и красивейшие реликвии некогда процветавших Сирии и Ирака.

И Древний Лес, из которого мы все когда-то вышли, который так самозабвенно берег в нас все самое лучшее – ведь в нем на сохранении оставались наши чистота, приверженность доброте и благодарность – еще больше занемог. Поник. Сдал и захирел. Скорее всего, окончательно. Но, может быть, и нет. Все же зависит от нас…

© Н.И. ТНЭЛМ