Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Евросоюз: весеннее обострение не за горами

Евросоюз: весеннее обострение не за горами

ds-Germ-refugees-3
image_pdfimage_print

Начало 2016 года ознаменовалось прибытием новых тысяч беженцев и нелегальных иммигрантов в Европу, хотя «высокий сезон» наступит весной, когда преодолевать морское пространство до европейских берегов станет легче. Водная стихия уже успела собрать первые жертвы, среди которых – малолетние дети. В преддверии массового наплыва нежеланных гостей чиновники ищут решение самой острой проблемы Европейского Союза. Точнее, продолжают искать, но пока предлагаемые меры не слишком эффективны, что признают и они сами.

А ведь в Старый Свет, к счастью, направляется мизерная часть людей, бегущих от войн и вооружённых конфликтов в разных частях планеты. По данным международных организаций, на территорию Евросоюза прибывают лишь 6% сирийских беженцев, общее число которых в 2015 году достигло 4 миллионов. Большинство из них осело в Турции, Ливане и Иордании. Власти стран ЕС ни шатко, ни валко рассматривают просьбы о предоставлении убежища, поступившие от немногим более 800 тысяч иностранцев. Брюссель обещал в прошлом году приютить 160 тысяч беженцев, но осчастливил лишь 272 из них, как признала Европейская Комиссия 6 января.

В 2016 году власти ЕС намерены облегчить бюрократический процесс, тормозящий предоставление вида на жительство. С этой целью чиновники составили список «надёжных стран», выходцам из которых документы обещают оформлять без проволочек. Это Албания (!), Босния и Герцеговина, Македония, Косово (!), Черногория, Сербия и Турция. Оставим на совести европейских экспертов оценку надёжности таких стран, как Албания и признанное далеко не всем мировым сообществом Косово, где действует торгующая людьми мафия (см. «Косово: иллюзии иссякли», №7-8(101), 2015). Но вопрос вызывает и включение в этот перечень Турции, с которой власти ЕС договорились, чтобы в обмен на 3 миллиарда евро она служила плотиной на пути мигрантов, и в которой, по мнению многих депутатов Европарламента, нарушаются права человека.

Судя по всему, в этом году претерпит изменение Дублинское соглашение, а значит, и вся система предоставления убежища в ЕС, что не может не вызывать острых дискуссий и даже разногласий. В соответствии с этим соглашением, нуждающиеся в убежище иностранцы должны оставаться в стране, где они впервые зарегистрированы. Однако Европарламент сейчас настаивает, чтобы несовершеннолетние, прибывающие на территорию ЕС без родителей, были освобождены от соблюдения такого требования. Убежище ребёнку, по мнению евродепутатов, должно предоставлять то государство, в котором он оказался, а не страна, чьи границы он пересёк впервые. Впрочем, уже сегодня дублинские договорённости не работают, иначе в транзитных Греции и Италии должны были остаться миллионы мигрантов, что обрушило бы их экономики. Но с другой стороны, возникает вопрос: как реформировать это соглашение, если механизм распределения незваных гостей не работает, прежде всего, из-за отказа восточноевропейских правительств принимать их у себя…

Под угрозой находятся и Шенгенские соглашения, отменившие двадцать лет назад внутренние границы в Евросоюзе. Сейчас во многих столицах звучат призывы остановить их действие и ввести паспортный контроль, а власти шести стран уже временно прибегли к этой мере. Другие возражают, резюмируя свою позицию фразой: «Отменить Шенген – значит, разрушить единую Европу». Многие ссылаются и на значительные экономические потери, которые принесли бы уже забытые затруднения в свободной торговле и бизнесе. Судьба этого безусловного достижения сторонников интеграции будет решаться в марте. В конце прошлого года министры внутренних дел «двадцати восьми» уже достигли договорённости о контроле персональных данных авиапассажиров в общеевропейском масштабе.

Тем временем некоторые страны выдвигают предложение – ввести так называемую гуманитарную визу. Её могли бы выдавать постоянные представительства ЕС за рубежом, что позволило бы потенциальным беженцам легально въезжать в Европу непосредственно из своих государств. Это облегчило бы задачу отделения экономических мигрантов от политических беженцев, и могло бы затруднить проникновение террористов в Европу.

Сергей ИЛЬИН

№1(106), 2016