Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Турция не станет буфером для беженцев в Европу

Турция не станет буфером для беженцев в Европу

Turkey-refugees
image_pdfimage_print

Предварительные подсчеты, что в 2016 году – вне зависимости от принимаемых Евросоюзом оградительных мер – общее число мигрантов, которые пересекут европейские границы без приглашения и визы, составит не менее одного миллиона, выглядят все более убедительно. Весомость таким прогнозам придал, вольно или невольно – сказать никто не возьмется, турецкий вице-премьер Мехмет Шимшек.

«Турция не станет выполнять роль «тюрьмы под открытым небом» для беженцев из соседних стран, охваченных террором и гражданской войной, предупредил не последний человек в турецкой иерархии, комбинируя алармистскую и успокоительную риторику в своем эксклюзивном интервью для лондонской газеты «Дейли телеграф». Он перечислил ряд мероприятий правительства Турции по сдерживанию напора отчаявшихся арабов, бегущих от ужасов войны и хаоса. В их числе – предоставление разрешений на работу для сирийцев.

Однако, М.Шимшек, бывший банкир на Уолл-стрит, занимавший шесть лет пост министра финансов Турции, также заявил, что весь уже оговоренный в правительстве инструментарий для решения кризиса с беженцами едва ли сможет помешать тем, кто принял твердое решение перебраться в богатые страны Евросоюза, в частности, в Германию. Анкара, по сути, не станет чинить препятствия тем, кто решил воспользоваться страной в качестве транзитной остановки. Скорее всего, в этом сказываются для Турции финансовые, гуманитарные и прочие обременения, связанные с содержанием на своей территории порядка 2 миллионов беженцев (вице-премьер Шимшек полагает, что реальная цифра – 2,5 миллиона).

Вице-премьер отверг в интервью косвенное обвинение в адрес Анкары со стороны заместителя председателя Еврокомиссии Франса Тиммерманса, что, мол, Турция делает недостаточно для преодоления кризиса. В ноябре ЕС и Турция договорились о сотрудничестве в этом щекотливом деле, что было подкреплено обещанием выделить из казны сообщества 3 миллиардов евро, предоставить помощь и облегчить свободу передвижения для граждан. В активную фазу договорились перевести переговоры о вступлении Турции в ЕС (см.  «Сможет ли Турция въехать в ЕС «на плечах» беженцев», №9(102), 2015).

Свои жесткие слова о неоднозначных перспективах решения проблемы наплыва незваных мигрантов господин Шимшек объяснил вовсе не желанием выцыганить еще денег у Евросоюза, а стремлением Турции оставаться крепко-накрепко привязанной к Европе.

По его словам, он видит в возрожденной заинтересованности ЕС позитивно ангажировать Турцию свидетельство того, что в их отношениях «открыта новая глава». Вице-премьер прямым текстом заявил, что Анкара «готова на все, только бы стать членом Европейского Союза».

Какова доля циничного прагматизма у руководства ЕС, когда оно выдает новые авансы Турции, расконсервируя крепко подмороженный процесс ее вступления в сообщество? Трудно вычесть из общего уравнения неизменную оппозицию чисто теоретическому кооптированию Турции со стороны Франции, где эту часть повестки дня формирует армянская диаспора, а также Греции и Кипра, не забывая о неоднозначных высказываниях на сей счет политиков в Германии и Британии.

Какова доля лукавства у вице-премьера М.Шимшека, знающего об изменении настроений в политических и деловых кругах Турции, давно сменивших европейский вектор на неоосманский, предполагающий освоение стран, ранее входивших в империю?

Похоже, на текущий момент всем выгодно делать вид, что в случае удачного разрешения кризиса с беженцами Турция будет вознаграждена Евросоюзом. Однако, характер воздаяния четко не прописан, и едва ли это будет членская карточка ЕС.

Вадим ВИХРОВ

№1(106), 2016