Главная > Дневник событий > Политика > Скромное обаяние саудовских денег

Скромное обаяние саудовских денег

vm1-1_
image_pdfimage_print

В какой мере Лондон соучаствует в бомбардировках Йемена

Что именно скрывают «секретные протоколы» соглашения о взаимодействии Британии и Саудовской Аравии в области безопасности, подписанного без всякой огласки в прошлом году? Фракция либеральных демократов в палате общин потребовала пролить свет на сумеречные договоренности, предполагающие якобы всего лишь помощь британских спецов в «модернизации» саудовского ведомства, занимающегося обеспечением внутренней безопасности.

На документе стоят подписи министра внутренних дел Терезы Мей и ее саудовского коллеги, наследного принца Мухаммеда бин Найефа. Принц посетил тогда столицу бывшей империи, которая в свое время кроила и перекраивала Ближний Восток силой канонерок и экспедиционных корпусов, ловкостью лоуренсов аравийских, а на финальном этапе – с помощью карандашей и линеек, закладывая мины долговременного действия, поводы для будущих конфликтов и, как следствие, потребность в посреднической роли той же Британии.

Исторический экскурс не излишен, поскольку проведенные чаще всего искусственные границы сегодня испытывают сильный нажим ниспровергателей религиозных авторитетов и королевских династий, в первую очередь со стороны ДАИШ или самопровозглашенного «Исламского государства», а также других региональных и внерегиональных игроков, желающих либо покромсать зашатавшиеся государства, либо выступить в роли патрона нарождающихся прото-государств (Курдистан), обреченных быть слабыми и зависимыми.

В этот контекст укладывается самозваное вторжение турецких войск в Ирак и военная операция саудитов в Йемене с понятной целью установить дружественный режим в своем мягком подбрюшии или, по крайней мере, не допустить закрепления у власти проиранских хуситов, которые служат, но только предположительно, инструментом давления и просто раздражающим фактором для Эр-Рияда.

Бомбардировки позиций хуситов начались еще в марте 2015 года, и за это время, по сведениям правозащитных организаций, их жертвами стали, как минимум, 5800 человек, половина из которых – некомбатанты, гражданские лица. Параллельно с января по июнь правительство Дэвида Камерона выдало своим производителям более 100 экспортных лицензий (разрешений) на поставку снаряжения для вооруженных сил нефтяного королевства. Суммарно, эти сделки должны принести доход в 2,6 миллиарда долларов.

В ноябре официальным представителем кабинета министров было сделано заявление, что в правительстве «очень серьезно и ответственно относятся к экспорту вооружений и соблюдают один из самых строгих в мире режимов контроля за экспортом». Заверения властей не помогли. Правозащитники продолжают выражать обеспокоенность, что Британия сотрудничает с королевством и, в частности, с местным МВД, несмотря на то, что здесь в феврале был принят новый закон, квалифицирующий терроризм не только как действия, но и как слова, которые могут прямо или косвенно «нарушить» общественный порядок и «дестабилизировать» ситуацию.

А в марте МВД издало ряд декретов, где обвинение в терроризме может быть предъявлено тем, кто «исповедует атеистические взгляды» (!) и кто «тщится разрушить национальное единство», призывая к протестным действиям.

Более того, за первые полгода Британия поставили своему союзнику в аравийской пустыне 1000 бомб. Корреспондентка газеты «Индепендент» Иона Крейг повстречала 4-летнего йеменского мальчика, Рашида Отмана, в провинции Лахитдж: его отец стал жертвой двойного ракетного удара силами саудовской коалиции по автобусу с мирными гражданами, причем нигде поблизости не было ни одного военного объекта. А в октябре в ходе воздушного налета был разрушен госпиталь организации «Врачи без границ».

Для причинения максимального ущерба пришедшим к власти в Йемене повстанцам, одновременно с нанесением ударов с воздуха Саудовская Аравия ввела блокаду воздушных и морских портов Йемена, не допуская поставки продовольствия, горючего и медикаментов. Как следствие, разразившийся гуманитарный кризис поставил на грань выживания 21 миллион жителей этой совсем не богатой страны. И, как побочное следствие, война, насилие и хаос приводят к нарастанию потока беженцев, устремляющихся в Европу.

В британской прессе и на политических подмостках раздаются голоса, что, мол, негоже проводить столь нечистоплотную морально политику. Пример заголовка в лондонской «Индепендент»: «Британия: тайный партнер Саудовской Аравии в гражданской войне в Йемене». В свою очередь, Тим Фэррон, лидер партии либеральных демократов, состоящей в правящей коалиции вместе с тори, говорит: «Договоренности с такими странами, как Саудовская Аравия, не должны совершаться в тайне… Парламент должен иметь возможность призывать министров к ответу. Пришло время пролить свет на теневые стороны наших отношения с Саудовской Аравией».

А уже упоминавшаяся журналистка Иона Крейг пишет: «До тех пор, пока Соединенное Королевство будет спонсировать войну саудитов, гражданские лица будут гибнуть под бомбами, от пуль и в результате блокады, и если мы делаем это сознательно, то значит, мы виновники их страданий».

Однако вопрос о том, что в конечном счете перевесит – призыв к возвращению нравственных критериев во внешнюю политику Лондона или полученный доход в 2,6 миллиарда долларов с перспективой дальнейших барышей – остается открытым.

Владимир МИХЕЕВ

№12(105), 2015