Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Неужели все так мрачно?

Неужели все так мрачно?

image_pdfimage_print

Непристойные шутки, грязные замечания, недвусмысленные предложения – со всеми этими проявлениями сексуальных домогательств приходится сталкиваться немецким женщинам на своем рабочем месте. Но официальная статистика успокаивающе числит такие случаи единичными. Начиная с 2006 года, в Федеральный антидискриминационный центр за помощью обратилось всего-навсего 65 женщин. Для такой большой страны как Германия это исчезающе мало. Но руководительница этого центра Кристина Людерс не склонна утешать себя удобной цифрой. Напротив, она полагает, что реальное количество случаев на самом деле неизмеримо выше. Отчего же о них ничего не известно?

Оказывается, многие пострадавшие – или до сих пор страдающие? – женщины предпочитают, что называется, не связываться. Ведь доказывать, что их грубо оскорбили, им придется самим. И призывать для этого в свидетели своих коллег обоего пола, которые часто отнюдь не горят желанием выносить сор из избы, а то и вовсе считают это не заслуживающим внимания пустяком. Ишь ты, дескать, какие мы нежные, слова нам не скажи…

Возьмем, к примеру, данные исследования проблемы насилия в отношении женщин, проведенного по заказу федерального министерства по делам семьи. Из них явствует, что ситуация складывается прискорбная, и хочется задать вопрос: неужели все и в самом деле так плохо? Опрос проводился среди 10 тысяч женщин в 2003 году. Так вот, 58% женщин признали, что им пришлось в своей профессиональной деятельности сталкиваться с той или иной формой сексуальных домогательств. А каждая пятая сообщила, что оказывалась в такой ситуации в последние 12 месяцев перед опросом. Да…

Половина пострадавших женщин ощутила в этой ситуации серьезную угрозу, а для 5% приставания завершились физическим насилием или даже изнасилованием.

Кстати, Германия – не исключение. По данным Международной организации труда, в странах Европейского Союза с этой проблемой сталкивалось от 40 до 50% работающих женщин. Особенно достается молодым, финансово зависимым, незамужним или разведенным женщинам и, конечно, мигранткам.

В период экономического кризиса эта доля, по мнению экспертов, еще выросла, поскольку значительно увеличилось число женщин, работающих временно, неполный день, по совместительству. Боясь лишиться места, они вынуждены терпеть слишком многое.

Специалисты выявили зоны риска. Это женщины, оказывающие помощь по хозяйству, уборщицы, няни, сестры по уходу. Многие из них работают в отрыве от коллег, оказываются в чужих семьях, где, порой, сталкиваются с людьми, позволяющими себе распоясаться. Да и в сфере здравоохранения, где в коллективах бывает от 80 до 90% женщин, риск стать жертвой насилия у них в восемь раз выше, чем у работниц обрабатывающих отраслей промышленности.

Согласно результатам одного из исследований, 70% всех приставаний к медсестрам не приводят к судебным последствиям. Во многих странах женщины не делают этого, опасаясь мести того, кто распускает язык или руки. Не хотят они и потерять устраивающую их работу, поскольку боятся, что начальство может решить, будто они сами дали повод для такого обращения с собой. Многие пострадавшие утверждают, что у них нет никакого доверия к официальным органам и веры в то, что там помогут защитить их достоинство и права.

Кстати, в большинстве случаев женщины все же становятся жертвами отнюдь не клиентов, а своих коллег, начальников, а то и работодателя. А ведь именно на нем, нанимателе, лежит обязанность обеспечить её защиту от подобного рода проявлений. Но, увы…

И ведь суд по трудовым спорам, находящийся во Франкфурте-на-Майне, признал, что привычка хватать своих коллег за грудь или хлопать их по тому месту, где спина меняет свое название, является бесспорным поводом для немедленного увольнения нахала. А земельный суд по трудовым спорам Шлезвиг – Гольштейна счел, что нарушение общепринятой дистанции при общении с коллегами и тем более «неоднократные целенаправленные и лишенные необходимости нежелательные прикосновения к их телу» тоже квалифицируются как сексуальные домогательства.

Если речь идет о клиенте, то работодатель должен предупредить его или в критическом случае выставить вон, запретив появляться вновь. Однако на практике нежелание терять хорошего клиента может пересилить обязанность защитить сотрудницу от его притязаний. Хотя хороший хозяин обязан дать понять бедной женщине, что он серьезно относится к возникшей проблеме, находится на её стороне и не даст её в обиду, считает Кристина Людерс.

Екатерина КОЛЫЧЕВА

№7-8(57), 2011

№7–8(57), 2011