ЕС: заборы, контроль и деньги


Ещё одним заградительным сооружением в «единой Европе», она же «интеграционное объединение», станет больше: власти Словении принялись возводить забор на границе с Хорватией. И хотя они оправдываются, что ограда высотой 1,8 метра из колючей проволоки – вынужденная временная мера, которая должна ограничить приток беженцев из соседней страны, евроскептики могут довольно потирать руки.

Строительство нового объекта началось в ноябре, но ещё до серии терактов в Париже, которые вынудили Францию и весь Европейский Союз пересмотреть политику в области безопасности и ужесточить отношение к нескончаемому миграционному притоку (см. «После «Батаклана»). Теперь отношение Брюсселя к попыткам служб безопасности отдельных стран хоть как-то затормозить или хотя бы контролировать массу прибывающих людей с Ближнего Востока и Северной Африки должно смягчиться, ведь взамен этих усилий Еврокомиссия мало что может предложить.

Буквально накануне кровавой вылазки джихадистов во французской столице на Мальте состоялась важная международная встреча, призванная сократить потоки нежелательных беженцев с помощью экономических методов – увеличения финансовой помощи африканским странам. Символично, что саммит проходил на маленьком острове, находящемся в непосредственной близости к «Чёрному континенту» и с XVI века служившем неприступной крепостью на пути в Европу.

Руководители 63 государств обсудили непростые проблемы, для решения которых компромисс найти было весьма трудно.

Лидеры Евросоюза призывали африканцев ограничить нелегальную миграцию, а в ответ звучало требование расширить каналы законного въезда их сограждан в Европу. Дипломатам обеих сторон потребовалась непрерывная 20-часовая работа для шлифовки итогового коммюнике.

Достигнутое соглашение гласит, что ЕС учредит «Фонд Доверия» и предоставит африканским странам 1,8 миллиарда евро в обмен на больший контроль на их границах в отношении нелегалов и усиление борьбы с контрабандистами «живого товара». При этом слышались упрёки в адрес Брюсселя, пообещавшего одной только Турции 3 миллиарда евро (см. «Сможет ли Турция въехать в ЕС «на плечах» беженцев», №9(102), 2015 ), тогда как целому континенту предназначено менее двух миллиардов. Зато у европейской стороны на Мальте выторговано обещание облегчить визовый режим для африканских студентов, учёных и предпринимателей. Что касается высылки нежелательных лиц на родину, то заключены несколько десятков двусторонних соглашений о реадмиссии, а в итоговый документ включён пункт о необходимости сначала предоставлять им возможность добровольного отъезда из Европы.

По данным международных организаций, за десять месяцев уходящего года в Европу только морскими путями прибыли около 800 тысяч беженцев и мигрантов. В течение будущего года ожидаются примерно три миллиона незваных гостей. Вот почему прямо на встрече в Мальте лидеры даже двух самых «гостеприимных» стран – Германии и Швеции – объявили о решении ужесточить контроль на границах своих стран.

Андрей СМИРНОВ