Дорого и пока безуспешно


В череде кризисов, политических и экономических скандалов, сотрясающих в последние месяцы Германию, в тени оказалась сложнейшая и амбициозная программа – реформирование энергетики.

С одной стороны, все цели поставлены (смотри основополагающее выступление вице-канцлера Зигмара Габриэля по энергетической политике), законы приняты (смотри Закон об энергетике, принятый бундестагом ещё осенью 2014 года), так что давай-давай, работай. С другой стороны, время идёт, а результаты оставляют желать много лучшего.

И ведь не то, чтобы ничего не происходило. Вот федеральное правительство того и гляди доработает Закон о рынке электроэнергии. Координация реформирования энергетики возложена на министерство экономики. Начала работу Атомная комиссия, которой предстоит найти решение о возмещении энергетическим концернам затрат, необходимых для остановки АЭС. В бундестаге рассматривается вопрос о том, как реформировать субсидирование производства тепла и энергии.

Итак, реформа энергетики опять попадает в центр общественного внимания? Может быть и так, но те, кто ею занимается, едва ли этому особенно рады. Нынешнее правительство отстояло у кормила власти уже примерно половину срока, но переломить опасную динамику увеличения затрат ему так и не удаётся. Почему? Эксперты полагают: потому что федеральный кабинет министров руководствуется неверными ориентирами.

Погодите, но разве не Зигмар Габриэль в 2014 году, несмотря на серьёзное сопротивление, продавил-таки реформирование закона о возобновляемых источниках энергии? Ведь субвенции «зелёным» энергетикам, с помощью которых потребители электроэнергии поддерживают на плаву не особо конкурентоспособные производства, ещё прошлой осенью были снижены. Это так, но сейчас-то они опять выросли, пусть и не намного, на 6,35 цента на киловатт-час. Правда, правительство продолжает считать, что все идёт как надо и «затраты удалось стабилизировать, а розничная цена на электроэнергию немного снизилась». При этом скромно умалчивается, какую роль в этом сыграло падение цен на энергоносители, из которых она производится. Точно так же никто не афиширует и то, что дотации на 2016 год достигнут рекордных величин.

К тому же у политиков появилась новая возможность скрывать растущие затраты на реформирование энергетики, она получила название «сетевого возмещения». Компании, эксплуатирующие электрические сети, получают его от потребителя в качестве платы за предоставление доступа к энергетическим ресурсам. А возмещение это, между прочим, составляет 23% цены электричества. Таким образом, в масштабах республики, потребители перечислят в кассы сетевиков 1,6 миллиарда евро. А, в конечном счёте, как считают эксперты, они все равно попадут к компаниям, эксплуатирующим угольные электростанции. Ведь именно эти «дымогенераторы» сейчас играют роль резервных мощностей, в трудную минуту подпирающих нестабильно работающую «зелёную» энергетику. Собственно, договорённость об этом уже достигнута: Зигмар Габриэль согласовал вопрос с хозяевами электростанций, которых не заставишь работать задарма.

Ещё одна гигантская статья расходов – прокладка подземных силовых кабелей вместо мачтовых линий электропередач. Это решение глава баварского Христианского социального союза Хорст Зеехофер всё-таки выбил у Зигмара Габриэля. И все бы ничего, да только затраты на реформу это может увеличить на сумму до 12 миллиардов евро.

Председатель парламентской фракции Христианско-демократического союза Михаэль Фукс считает, что в 2016 году сумма «сетевого возмещения» сильно вырастет – на 8-10%, или примерно 10 евро плюс НДС на добавленную стоимость для каждого домохозяйства. «Я задаю себе вопрос: как потребитель может все это остановить?», – спрашивает парламентарий. По расчётам эксперта-энергетика Эстер Кришиллес из кёльнского Института германской экономики, среднестатистическое домохозяйство с началом отказа от ядерной энергетики в 2011 году стало нести дополнительные расходы, к 2016 году достигшие 540 евро.

А обещано-то было совсем другое! В июне 2011 года, три месяца спустя после катастрофы в Фукусиме, Ангела Меркель в правительственном заявлении подчеркнула, что плата за электроэнергию должна быть посильной. А доплата на «зелёную» энергетику не поднимется намного выше тогдашних 3,5 цента на киловатт-час. Сейчас можно смело констатировать, что это были пустые обещания. Из 540 евро дополнительных расходов на долю финансирования «зелёной» электроэнергетики приходится 350 евро. Да и «сетевые возмещения» выросли с 2011 года на 142 евро. Добавьте сюда ещё и стоимость новинки – компенсации тепловым электростанциям. Она обойдётся каждому домохозяйству на 30 евро больше, чем в 2011 году. А по 17 евро придётся выложить потребителю за опоздание с подключением ветроэнергетических установок.

Наверное поэтому глава фракции «зелёных» в бундестаге Оливер Киршер считает так: «Габриэль не предпринял ничего, чтобы притормозить рост затрат для потребителя». В деловых кругах тоже проявляют беспокойство. «Повышение нагрузки на предприятия и частных потребителей на 100 миллиардов за 10 лет – это просто невероятно», – считает глава Торгово-промышленной палаты ФРГ Эрик Швайцер. Политикам надо сделать надлежащие выводы и отказаться от повышения нагрузки. Надо-то надо, а деньги на реформу где взять?

Сторонники проводимых преобразований не оспаривают очевидного: да, отказ от использования АЭС повлёк за собой огромные затраты. Но разве реформа не проходит успешно? За 15 лет действия Закона о возобновляющихся источниках энергии доля «зелёной» электроэнергии выросла до 28% – это ли не успех? Вот вам доказательство, что атомной и угольной электрогенерации вполне можно найти экологически приемлемую замену.

Но учёные из Физического института Гейдельбергского университета в этом усомнились. Они произвели подсчёты и установили: несмотря на дотации, перевалившие за сотню миллиардов евро, ветровая энергетика покрывает всего лишь 1,2% общей потребности страны в энергии, а солнечная – и вовсе 1%.

Помилуйте, как такое может быть? Одна «электромельница» способна обеспечить электричеством свыше тысячи домохозяйств, не так ли? А имеющиеся в стране 20 тысяч ветровых генераторов должны дать необходимую энергию 20 миллионам семей. Вот она, энергетическая реформа в действии!

Нет, категорично заявляют физики. Весь объем потребления электроэнергии в стране составляет лишь 14% от суммарного энергопотребления ФРГ. А на долю частных клиентов приходится только 26% общего объёма потребления.

Так что «зелёная» электроэнергия вносит в дело защиты климата такой вклад, который смело можно назвать исчезающе малым. «Даже если все без исключения германские семьи станут потреблять только электроэнергию, полученную с помощью возобновляющихся источников, то реформа энергетики будет завершена всего на 3,6%», – говорит автор исследования Дирк Дубберс. За сохранение климата надо бороться в другом месте, считает он. «Если в транспортной отрасли будет использоваться всего на 8% меньше топлива, то будет сэкономлено энергии больше, чем дают все существующие ветроэнергетические установки», – замечает он.

Но политикам гораздо удобнее оперировать цифрами, которые поддерживают у наивных сограждан привлекательный имидж энергетической реформы. Недаром за рубежами Германии никто не спешит воспользоваться опытом её преобразований. Не оттого ли, что затраты выходят неподъёмными, а результаты – более чем скромными?

Александр ВАРВАРИН