Главная > Финансы & банки > Транспорт > А кто же будет водить автобусы?

А кто же будет водить автобусы?

image_pdfimage_print

То, что в Германии давно не хватает квалифицированных рабочих – ни для кого не секрет. Оказалось, что и водители автобуса – отнюдь не исключение. «Их мало, слишком мало для нашей страны», – жалуется Рихард Эберхард, президент Международного союза автобусного туризма. Но дальше будет только хуже: уже сейчас знатоки отрасли предвидят, что в ближайшие годы ситуация радикально ухудшится, в особенности в компаниях, занимающихся вышеназванным бизнесом. Сейчас допуск к этой работе имеют 120 тысяч человек, и до 2015 года треть из них уйдет на пенсию. И садиться за руль 350-сильных монстров будет некому. Почему?

Все дело в деньгах. Желающих, по словам Р.Эберхарда, нашлось бы немало, в особенности среди тех, кто не прочь приобрести вторую профессию: в период экономической нестабильности – предосторожность отнюдь не лишняя. «Но многие просто не могут себе этого позволить, – говорит он. – Получение прав водителя автобуса обходится слишком дорого».

Сумма и вправду вас удивит: подготовка обходится в 12 тысяч евро. А поскольку эту сумму желающим чаще всего приходится выкладывать из своего кармана, ибо мелкие компании не могут себе позволить такие расходы на обучение персонала, то притока новых людей, способных сесть за баранку автобуса, не наблюдается. Легко прикинуть, сколько нужно выложить компании за подготовку десятка водителей.

Вот почему Р.Эберхард призывает к тому, чтобы была разработана новая модель подготовки этих кадров. Такая, в которой львиная доля нагрузки ложилась бы на плечи Европейского Союза и Федерального ведомства по труду.

Особенно печально для туристической отрасли то, что нехватка водителей ударит по ней именно в то время, когда в остальном открываются хорошие, если не сказать больше, перспективы. Почему? Вы удивитесь, но это одно из весьма немногих благотворных последствий старения населения. Уже сейчас 60% клиентов 4500 германских фирм, занимающихся автобусным туризмом – это люди пенсионного возраста. И в ближайшие годы их число будет только возрастать. Соответственно, будет расти и доля рынка, которую они могли бы освоить.

Вот простой расчет. Прибавка числа пенсионеров составляет примерно 10% в год. Это соответствует 6 миллионам автобусных поездок минимальной продолжительностью в пять дней. К этому надо добавить еще около 15 миллионов коротких поездок, сроком в два–четыре дня, примерно 20 миллионов комбинированных отпускных туров, в которых автобусы используются лишь частично и, наконец, 70 миллионов однодневных поездок. Есть где размахнуться. А тут такая досада – водителей не хватает!

Достаточно сказать, что оборот от 111 миллионов поездок, выполненных в 2010 году, составил примерно 10,5 миллиардов евро. А в этом году он окажется, несомненно, еще больше, уверяет Р.Эберхард, о чем неопровержимо свидетельствуют предварительные результаты первого полугодия. На руку организаторам автобусного туризма и то, что миновали экономические неурядицы: бережливые немцы перестали ограничивать себя и опять вернулись к одному из своих излюбленных времяпрепровождений – турпоездкам. И автобус – бюджетный аналог персонального автомобиля – тут оказывается очень кстати.

Еще один парадокс: к выгоде германского автобусного туризма обернулась «арабская весна». Отпали классические направления поездок – Тунис и Египет. Зато теперь в большом ходу места, куда из Германии легко добраться на автобусе – Италия, Австрия, Польша, Чехия, Испания. Внутри страны особенно популярны Бавария, Мекленбург – Передняя Померания, Баден – Вюртемберг, Шлезвиг – Гольштейн, Гессен. Взлет интереса отмечен и к классическим поездкам на воды, в особенности на чешские курорты.

Если немного отвлечься от автобусной проблематики, то опять стал очень популярен пеший и велосипедный туризм. Впрочем, какое уж тут отвлечение: ведь они чаще всего комбинируются с автобусными поездками. До не затоптанных живописных мест тоже надо на чем-нибудь добираться, не так ли?

А сами туристические автобусы, между тем, все более и более совершенствуются. Про туалеты, наушники, экраны и прочие достижения аудиовизуальных технологий и говорить нечего. Сейчас идет речь о том, чтобы оснастить их современными высокотехнологичными кухнями. И, конечно, предусмотреть больше места для нижних конечностей, облегчив страдания длинноногих пассажиров и пассажирок.

Учтите, пенсионеры – пенсионерами, но и от молодых клиентов организаторы автобусного туризма отказываться не собираются. А для них нужно, чтобы в салоне были все мультимедийные возможности. На каждом месте – розетки для подключения собственных приборов, игровые консоли и все прочие прибамбасы.

Ну и конечно, достаточное число квалифицированных водителей.

Александр ВАРВАРИН

№7-8(57), 2011

№7–8(57), 2011