Главная > Финансы & банки > Экономика > «Дизельгейт»: эхо будет долгим

«Дизельгейт»: эхо будет долгим

Diezelgate
image_pdfimage_print

Многие годы вольфсбургский концерн «Фольксваген» был не просто образцовым германским предприятием. Он, пожалуй, представлял собой икону германской промышленности, символ успешности экономической модели ФРГ. Поэтому скандал, окрещённый средствами массовой информации «дизельгейтом», получился невероятно мощным, а его последствия будут аукаться всей германской автомобильной отрасли многие годы.

Суть аферы в том, что на авто с дизельным двигателем в массовом порядке ставилась определённым образом модифицированная компьютерная программа, фальсифицировавшая данные о содержании вредных веществ в выхлопных газах. Это позволяло не тратиться на дорогостоящие катализаторы.

Причём речь идёт не о мелком мошенничестве, а многомиллионной, если не называть совсем уж больших цифр, махинации. Репутации «автомобильного концерна номер 1» нанесён трудновосполнимый ущерб. Огромных денег будет стоить отзыв с рынка множества автомобилей, не говоря уже об угрозе многомиллиардных штрафов и судебных процессах, а по результатам клиентам будет выплачиваться ущерб, суммы которого способны разорить даже такого богатыря как «Фау-Вэ».

Самое деликатное обвинение в адрес концерна звучит примерно так: отсутствие должным образом организованного контроля, который позволил бы отловить фальсификаторов на раннем этапе. Безудержная погоня за прибылями, сопровождаемая жёсткой конкурентной борьбой, и пренебрежительное отношение к самой же компанией заявленным экологическим ориентирам – вот что, по мнению экспертов, сделало возможным проворачивание такой аферы. Хотели поднять репутацию своего изделия, а оно вон как все обернулось…

Особенно чувствительные потери понесло в связи со скандалом семейство Квандтов, богатейшее в Германии. Оно лишилось 4,5 миллиарда евро. Правда, за них беспокоиться не стоит: на жизнь у них ещё кое-что осталось (см. «Кто в Германии богаче всех», №10(103), 2015).

В прессе уже появились призывы к ужесточению – представьте себе ужас либеральных экономистов! – государственного контроля за могущественнейшим германским автомобильным лобби и требования к изготовителям программного обеспечения предоставить контролирующим органам всю необходимую информацию, без излюбленных ссылок на «коммерческую тайну» и «секрет фирмы».

Дело ещё и в том, что символ германской экономической мощи – это далеко не единственный крупный концерн, попавший в полосу неприятностей. Сталелитейный гигант «Тиссен-Крупп» уже начал опасаться, что производители автомобилей столкнутся с масштабным падением спроса и, соответственно, менее востребована будет и его продукция.

Крупнейший банк ФРГ – «Дойче банк» – погряз во множестве различных юридических тяжб и недавно вынужден был обнародовать самый печальный за всю свою историю итог деятельности – минус 6 миллиардов евро. Впервые за все послевоенные годы акционерам, вероятно, придётся отказаться от получения дивидендов.

Энергетические гиганты – Э.Он и РВЕ – всегда считавшиеся неуязвимыми, сейчас наращивают в основном убытки. «Люфтганза», некогда служившая примером германской надёжности и пунктуальности, еле-еле стоит на ногах под ударами европейских и арабских конкурентов.

Да и в промышленности в целом дела начинают вызывать беспокойство: в августе производство упало на 1,2%, число вновь заключаемых контрактов снизилось на 1,8%, причём в июле этот показатель тоже оказался в минусовой зоне. А экспорт-то в августе упал на целых 5%…

Эксперты поясняют: дело тут не в самой германской промышленности, просто в развивающихся странах упал спрос на её продукцию.

Однако, невозможно оспорить и то, что по авторитету марки «Сделано в Германии» все это наносит серьёзный удар.

Андрей ГОРЮХИН

№10(103), 2015