Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > В шляпе нельзя, в решете – можно

В шляпе нельзя, в решете – можно

image_pdfimage_print

Житель Вены Нико Альм сумел все же изрядно уесть австрийские власти, в частности – полицию, ведающую выдачей документов на право управления автомобилем. Еще в 2008 году он узнал, что на фотографии, предусмотренной для этого документа, его обладатель или обладательница должны быть сняты без головного убора. Однако есть одно исключение – для тех, кому религиозные убеждения не позволяют появляться на людях с непокрытой головой. Герр Альм, который кроме своего бизнеса, уделяет время работе в общественной организации, борющейся против предоставления верующим «необоснованных привилегий», тут же сделал стойку и отправился в полицию за получением водительского удостоверения.

На фотографии он запечатлел себя в «головном уборе» – с решетом на макушке. Таким, знаете ли, решетом, на которое откидывают лапшу, спагетти и так далее, словом – пасту. Легкое недоумение стражей порядка он, по его словам, успокоил тем, что объявил себя адептом «пастафарианизма», верования существующего, к счастью, только в его бойком воображении.

Но полицейское ведомство поначалу отказалось принять это фото и даже отправило Альма на консультацию к своему ведомственному врачу. Ну, там, шапочки из фольги, резиновые грелки на голове и все прочее из этой серии, применяемое для борьбы с вредоносным излучением инопланетян.

Но медицина к «пастафарианцу» – или «пастафарианину»? – претензий не выказала: машину водить может, а от религиозных убеждений мы не лечим.

К апрелю 2009 года документ Нико Альму оформили, но к тому времени он и думать забыл о давнем походе в полицию. И только еще два года спустя, когда он каким-то образом узнал, что восхитительный документ ему все же выдадут, он сходил и получил его на руки. Так и есть – фото с решетом на голове!

Вот тут он уже решил, что ситуация вышла за пределы шутки. «Мы, в конце концов, живем в ХХI веке и можем ожидать того, что Австрийская республика не будет столь вежливо расшаркиваться перед различными конфессиями. С какой стати у их приверженцев должны быть, пусть маленькие, но привилегии», – считает герр Альм. Дескать, почему это я не могу фотографироваться в шляпе, а с решетом на голове – будьте любезны.

Австрийские полицейские чины оказались, согласитесь, в довольно двусмысленной ситуации. Но они тут же привычно «включили дурака», то есть, извините, честного, но недалекого служаку, и принялись объяснять происшедшее на свой манер.

Закон от нас требует, чтобы было видно лицо водителя от верхней части лба до подбородка, а решето этому не препятствует. А как на счет того, что «пастафарианизм» в списке зарегистрированных конфессий в Австрии не обнаружен? Так мы приняли это фото не потому, что это религиозный головной убор, а потому, что решето не мешает установлению личности водителя. В общем-то, и ночной горшок тоже не помешает, главное сдвинуть его на затылок, правда?

Юристы тут же сказали свое слово: головные уборы разрешены только представителям соответствующих религиозных общин, а все прочие – отойди, подвинься! «Пастафарианизма», как уже сказано, в официальном перечне нет.

Нет? Так будет, ответили Альм со товарищи и принялись организовывать кампанию за признание «пастафарианизма». Объектом поклонения избрали «летающего спагетти-монстра». Затем Нико Альм пообещал, что будет добиваться всего, что в таких случая причитается – «пастафарианских» детских садов, школ, университетских факультетов, кладбищ и так далее. «И пусть кто-нибудь попробует сказать о нас дурное слово: мы будет преследовать обидчиков по закону», – уверяет он.

Разумеется, у этого начинания тут же нашлись последователи, причем не только в Австрии. С большим воодушевлением затея была принята в Германии. Там некто Рюдигер Вайда тут же объявил себя «братом Спагеттусом», председателем «Церкви летающего спагетти-монстра», и призвал «братьев и сестер в Германии, Швейцарии и Австрии» поспешить вслед за Альмом. Похоже, что поток людей, желающих сфотографироваться с решетом на голове, будет нарастать.

Поняв это, министерство внутренних дел Австрии сообщило: хотите с решетом – да, пожалуйста! Хоть на права, хоть на паспорт, куда угодно. До тех пор пока законодатель не установит четкие критерии того, как должно выглядеть это фото – исполним любой ваш каприз. Лишь бы лицо можно было разглядеть без помех и без теней.

А у Нико Альма сейчас хлопот полон рот: для регистрации общины «пастафарианцев» надо собрать 8 тысяч подписей. В успехе он не сомневается. А получение прав уже отпраздновал в компании друзей-атеистов. В итальянском ресторане. Вся компания была, разумеется, с решетами на голове.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№7–8(57), 2011