Главная > Финансы & банки > Экономика > Грецию обманули? Ее не собирались выгонять из еврозоны?

Грецию обманули? Ее не собирались выгонять из еврозоны?

grexit
image_pdfimage_print

Странное признание сделал один из руководителей Европейского центрального банка (ЕЦБ), заместитель председателя этого влиятельного финансового учреждения португалец Витор Конштансиу.

Угроза исключить Грецию из зоны евро (знаменитый «грекзит»), служившая главным аргументом при выкручивании рук на долговых переговорах с правительством этой страны во главе с Алексисом Ципрасом, «никогда не звучала по правде». Такое признание он сделал в середине сентября агентству Рейтер. Банкир объяснил это тем, что демарш по отлучению какой-либо страны, перешедшей на евро, не имел законных оснований.

Он также признался, зачем именно сейчас раскрыл карты. По его словам, появилась настоятельная необходимость таким образом «отмести все остающиеся сомнения относительно жизнеспособности валютного блока».

На фоне кризиса с сирийскими и иными беженцами, монополизировавшего внимание европейских СМИ, это высказывание прошло почти незамеченным. А зря. В.Конштансиу фактически признал, что кредиторы запугали и обманули Афины, вынудив согласиться на нежизнеспособный план финансового оздоровления. Одновременно они показали полное презрение к демократии, к высказанной на сводных выборах (парламентских в январе 2015 года и на референдуме в июле) воле греческого народа. Неужели всё это сделано ради того, чтобы скомпрометировать неугодное правительство Греции и отстранить его от власти, попутно запугав его возможных последователей в других странах ЕС?

Вспомним, как развивались события хотя бы на финальном этапе переговоров об условиях урегулирования греческой долговой проблемы. Изгнанием Греции из еврозоны грозил не только злой гений Афин, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, но и ЕЦБ.

Например, 30 июня, через три дня после объявления греческим правительством о проведении референдума об условиях договоренности с кредиторами, член правления ЕЦБ Бенуа Кёрре сказал французской экономической газете «Эко»: «Выход Греции из еврозоны, что было теоретической перспективой, к сожалению, теперь не может быть исключен». По его словам, реализация такого плана является для ЕС «вызовом, который он должен принять быстро, серьезно укрепив свои институты».

Технически изгнание Греции мог осуществить только ЕЦБ, перекрыв этой стране доступ к ликвидности. Тот же В.Конштансиу 3 июля уточнял, что ЕЦБ перекроет ликвидность, если такой шаг будет поддержан лидерами стран зоны евро. Иными словами, он давал понять, что это учреждение готово действовать против недостойной страны и для этого только ждет политической отмашки. Хотя сейчас банкир заявляет, что это все было понарошку, тогда именно такие угрозы вынудили А.Ципраса согласиться на диктат кредиторов.

Это выглядело так. В.Шойбле 11 июля представил свой план вывода Греции из еврозоны на 5 лет. Перед этим В.Конштансиу подтвердил, что согласие на это лидеров соответствующих стран (в данном случае речь шла о Еврогруппе, где заседали министры финансов этого блока, грозившего грекам всеми бедами, если они будут и дальше упираться). У А.Ципраса были все основания считать угрозу более чем реальной. Тогда 13 июля он дал принципиальное согласие на выдвинутые условия, и т.н. третий меморандум о помощи Греции подписали 19 августа.

Так ЕЦБ подкрепил своим авторитетом угрозу главы германского Минфина, за которым маячила тень канцлера Ангелы Меркель. После этого она могла вставать в позу спасителя евро и Греции, что и было сделано.

Но после этих откровений В.Конштансиу становится ясным план кредиторов Греции. Надо было угрожать ей отлучением от евро, чего не хотело ни ее правительство, ни подавляющее большинство греков, чтобы одержать политическую победу, подавить бунт на европейском корабле, разрушив политическую и социальную базу коалиции А.Ципраса. На самом деле они и не собирались приводить угрозу в исполнение, поскольку такой шаг дестабилизировал бы финансы еврозоны гораздо больше, чем греческие.

Нынешнее интервью В.Конштансиу позволяет сделать три вывода.

Во-первых, если бы А.Ципрас не испугался и не поддался на шантаж, то тем самым перебросил бы горячую картошку в руки кредиторов, которые оказались бы практически в безвыходном положении. Тогда, возможно, Греции удалось бы получить помощь от них на более выгодных и реалистичных условиях, например, на основе его же плана от 22 июня, документа достаточно разумного.

Во-вторых, вскрывшийся демарш подрывает доверие к ЕЦБ как институту. Трудно себе представить, чтобы один из наиболее влиятельных центральных банков мира позволил бы себе понарошку угрожать изгнанием одной из стран-членов! По сути, ЕЦБ показал жесткие пределы своей независимости, подыграв на финансовом фронте стратегии Германии и кредиторов по отношению к истерзанной ими, хотя и не безгрешной маленькой Греции, позволившей себе по-честному поиграть в демократию.

В-третьих, действия ЕЦБ как раз подтвердили презрение к демократии и волеизъявлению народа путем шантажа законно избранных правительств. Что-то подобное уже происходило по отношению к Ирландии в 2010 году и Кипру в 2013-м. При этом политические и финансовые верхи в ЕС и за его пределами не гневаются и не грозят преследованием нарушителей из франкфуртского учреждения…

Андрей СЕМИРЕНКО

№9(102), 2015