Главная > Финансы & банки > Экономика > «Эрбас» приземлился в Алабаме с расчетом взлететь

«Эрбас» приземлился в Алабаме с расчетом взлететь

dop-Airbus320
image_pdfimage_print

Гордость европейского воздушного судостроения, пример гармоничного взаимодействия теоретиков-разработчиков, практиков-инженеров, дизайнеров и рукастых мастеров из разных стран, авиастроительный концерн «Эрбас» (Airbus) основал свой второй сборочный цех за пределами Старого континента.

Первый находится в Тяньзине в Китае, а второй в сентябре церемониально открыт в городке Мобайл, на юге американского штата Алабама. «Эрбас» ступил ногою крепкою на землю, что изначально начинали осваивать европейские переселенцы: Мобайл некогда был столицей французской заморской территории – Луизианы.

Здесь, в краях, где помнят пот чернокожих рабов на хлопковых плантациях, начнут свинчивать самую успешную в техническом и коммерческом плане линейку авиалайнеров 320-й модели. Этих узкофюзеляжных судов, доведенных до ума, почти безукоризненных, чтобы считаться рабочими лошадками, выпущено огромным тиражом, и более 4000 из них сейчас бороздят наше небо.

Вопрос: зачем ведущая монополия, что произвела почти половину всех в мире самолетов с воздушно-реактивным двигателем, выбрала местечко с населением в 195 тысяч жителей? Явно не потому, что на местной военно-воздушной базе Бруклин клепали боевые самолеты в годы Второй мировой. Наверное, и не потому, что исчерпаны интеллектуальные и людские ресурсы дома, вернее, в тех четырех европейских странах, где функционируют заводы корпорации, а также в Тулузе и Гамбурге, где происходит окончательная сборка.

Ответ на вопрос «почему Алабама?» прозвучал из уст Жака Рокка, официального представителя «Эрбаса»: «Темпы производства семейства наших 320-х растут, и поэтому необходимо присутствовать на самом крупном мировом рынке, чьи потребности оцениваются в 5000 самолетов в ближайшие 20 лет».

Шаг европейского холдинга – более чем логичен. Еще три года назад его доля на внутреннем рынке США, где приходилось и приходится конкурировать с абсолютным гигантом, корпорацией «Боинг», составляла 20%. Но после того, как продукцию «Эрбаса» стали приобретать ведущие местные авиаперевозчики, такие как «Дельта», «Америкэн эйрлайнз» и «Фронтиер», дела пошли в гору, и сегодня европейские производители воздушных судов держат уже 40% местного рынка.

Сказывается и история успеха одного из подразделений, «Эрбас хеликоптерс», которое после открытия в США собственного производственного предприятия по сборке вертолетов за десять дет удвоило свою долю рынка. Секреты успеха просты, как гамбургер: сказывается близость к конечным покупателям, то есть не надо тратиться на транспортные расходы, и нет зависимости от колебаний курсовой разницы между евро и долларом.

Существенное конкурентное преимущество, что, правда, не шибко афишируют руководители «Эрбаса», это то, что в Алабаме – самая дешевая в стране рабочая сила. В этом штате самая низкая минимальная тарифная ставка (7,25 доллара за час). Более того, в США в принципе нет такой головной боли, как в Европе, – голос профсоюзов, настаивающих, чтобы с людьми труда считались. В США только 10% наемных работников состоят в профсоюзах. Это позволяет работодателям, когда им нужно, сокращать производство и персонал, не теряя времени и денег.

Тем не менее, сейчас выпуск каждого самолета серии А-320 в городке Мобайл, с учетом поставок комплектующих и нынешнего курса евро к доллару, будет обходиться дороже, чем в Европе. Но хозяева «Эрбаса», пишет люксембургская газета «Ворт», готовы «закрывать на это глаза», равно как и на уже понесенные расходы по налаживанию производства в размере 600 миллионов долларов. Быть может, концерну известно то, что пока не знает никто из окружающих.

Вадим ВИХРОВ

№9(102), 2015