Хватит ли всем немецких вин


В любом уважающем себя немецком продовольственном магазине – будь то стандартный супермаркет или дисконтный – вы всегда найдете аккуратно укомплектованные полки с хорошим набором вин. По мнению торговцев, те, кто покупают вино, – хорошие клиенты, поскольку, как правило, не уходят без достойного сыра, соответствующих морепродуктов и вообще, чего-нибудь вкусненького, хорошо подходящего к содержимому выбранной бутылки. А таких людей надо привлекать, поскольку они достаточно состоятельны, чтобы не экономить на своих капризах.

Однако скоро, полагают эксперты, на винных полках германских магазинов может произойти революция. Речь идет о том, что с них могут в значительной степени исчезнуть немецкие вина, которые завоевывают сейчас у знатоков все большее признание. Этой точки зрения придерживается Моника Ройле, один из руководителей Германского института вина. Причина?

В 2010 году был небольшой урожай, точнее – самый низкий за последние 25 лет. Германским виноделам удалось произвести только около 7 миллионов гектолитров: все остальное уничтожили капризы погоды. А у поставщиков вин есть долгосрочные экспортные обязательства и, к примеру, Рислинг и Гевюрцтраминер отлично расходятся за рубежом. Никто из небольших производителей не согласится рисковать, идя на снижение поставок и уж тем более – на отказ от них.

Для них такой поворот дела может оказаться фатальным: экспортные фирмы просто навсегда откажутся от услуг ненадежного поставщика. А за границами ФРГ производитель качественных вин получит в пересчете на бутылку примерно вчетверо больше, чем у себя дома. Поэтому немудрено, что на местный рынок пойдёт только то, что останется после обеспечения запросов рынка внешнего.

Ещё одна деталь: 48% вина продается в Германии через дисконтные магазины. Лидирует здесь, разумеется, концерн «Альди», про который не зря говорят: чем хуже идут дела в Германии, тем лучше они идут у братьев Альди. Вплотную за ним следуют «Лидль», «Нетто» и «Пенни». Но вот в чём особенность: две трети бутылок, стоящих на их полках, это вина иностранного происхождения. И их цена составляет, согласно статистике, в среднем 2,52 евро за литр. Немецким виноделам, с их маленькими виноградниками и довольно высокими по международным меркам производственными затратами, в столь узкие рамки не вписаться.

Выходом для них могло бы стать повышение цен. Да, собственно, Моника Ройле и так считает его неизбежным, в особенности после последнего, скромного, как уже говорилось, урожая. О том, каким оно будет, мы сможем узнать только после того, как производители договорятся с торговлей.

Однако уже сейчас госпожа Ройле может сказать наверняка, что вино немецкого производства будет куда скромнее представлено не только в уже упомянутых сетях дисконтеров, но и в универсамах среднего ценового сегмента – «Эдека», «Реве», «Реаль» и других. А их доля на германском рынке сбыта вина составляет вполне весомые 26%. Все эти продавцы очень тщательно отслеживают цены на те товары, которые они предлагают тем, кого считают своими постоянными покупателями. И если, по мнению торговых концернов, цена эта не будет принята их клиентурой, они немедля найдут других поставщиков, согласных на приемлемый вариант. Благо вина в мире сейчас такой избыток, что найти нужное можно буквально в одночасье: в Италии, Франции и Испании, к примеру, урожай 2010 года был весьма удачным и щедрым. Да и масштабы производства там такие, что своей продукцией они легко зальют германские магазины по самую крышу.

Зато германские вина, оставившие в прошлом незавидную репутацию «дешёвых и сладких», сейчас прекрасно проходят у зарубежных знатоков. Скажем, в США за минувшие десять лет их сбыт более чем удвоился. И эта страна стала для германских экспортеров вина целью номер один. В 2010 году на тот берег Атлантического океана уплыло 282 тысячи гектолитров, что на 20% больше, чем за год до этого. Треть экспортной выручки германские виноделы получают из США. Второе место удерживают за собой Нидерланды, дальше идут Великобритания, Норвегия и Швеция. И во все эти страны, за исключением Великобритании, экспорт тоже заметно вырос.

В первую очередь, согласно устоявшейся репутации, импортируется германское белое вино. Да, собственно, за пределами ФРГ не особенно и знают, что есть у немцев и красное. Традиционно с его потреблением они справлялись сами, практически без посторонней помощи. Но теперь в структуре экспорта красное вино заняло уже 8%. А площади под необходимым для его производства виноградом уже составляют ныне 40% общего объема. Таков германский ответ на резкий рост мирового спроса на этот продукт.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(54), 2011