Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Косово: иллюзии иссякли

Косово: иллюзии иссякли

tend-Kosovo
image_pdfimage_print

В нынешней волне массовой эмиграции «виновны мафии и беспочвенные слухи о лёгкой возможности получить убежище в странах Европейского Союза», заявил журналистам на недавней пресс-конференции в Приштине глава косовского правительства Иса Мустафа. По данным властей самопровозглашенного государства, до сих пор не признанного даже некоторыми странами ЕС, только с ноября 2014-го по март текущего года отделившуюся от Сербии семь лет назад территорию покинули около 50 тысяч жителей. Однако неофициальные источники оценивают массовое бегство от нищеты и безработицы в 100 тысяч человек. И это при населении 1,8 миллиона.

«Здесь нет будущего», – поведала молодая косоварская пара репортёру испанской газеты «Паис», опубликовавшей краткую хронику перипетий на их пути в современное Эльдорадо, то бишь, Германию.

Двадцатишестилетняя Махлинда и её муж без проблем проехали на автобусе по территории Сербии, и в обмен на 400 евро нелегально пересекли границу Венгрии в лесистом районе этой страны, где влились в группу таких же косовских беглецов. Но вскоре нелегалы были задержаны венгерской полицией, которая через несколько часов допросов доставила мигрантов к границе с Украиной и бросила там на произвол судьбы. «И всё-таки, в конце концов, – рассказала Махлинда, – мы с мужем добрались до Будапешта и купили билеты в Германию, но появившиеся вдруг полицейские конфисковали и порвали их. Однако нам удалось проникнуть в поезд и приобрести новые билеты до немецкого города Штутгарта, где у нас есть родственник, и где мы мечтали зажить по-человечески. Увы, через полтора месяца власти Германии отвергли нашу просьбу предоставить убежище и отправили нас на самолете в Приштину». По словам Махлинды, эти приключения обошлись супругам в немалую сумму, но, когда они расплатятся с долгами, обязательно предпримут новую попытку покинуть Косово. Несмотря на то, что за минувший год число депортированных беглецов приблизилось к восьми тысячам.

Безработица среди косовской молодежи достигает сейчас 55%, и тот же премьер-министр признал, что власти ничего не могут сделать с этой острейшей проблемой, равно как и с нищетой, охватывающей около трети населения. В попытке смягчить ситуацию правительство требует для своих граждан отмены въездных виз в страны ЕС, поскольку «все выдвинутые Брюсселем предварительные условия для этого Приштина уже выполнила, и нет причин сохранять изоляцию Косово – единственную из стран западных Балкан, не имеющих свободного доступа в шенгенскую зону».

Европейская Комиссия намерена подробно проанализировать этот вопрос уже осенью, но время для этого выбрано явно неподходящее: ЕС сталкивается с неубывающим притоком нелегальных иммигрантов из Средиземноморья; к тому же в Брюсселе усиливаются опасения, что, приоткрыв «калитку» для косовар, европейские власти облегчат проникновение джихадистов на территорию «двадцати восьми» через Балканы. Ведь уже известно, что от 200 до 250 выходцев из этой самопровозглашенной страны влились в воинство радикальных исламистов в Сирии и Ираке.

Косовское правительство по-прежнему обещает сдержать волны эмиграции с помощью экономических реформ, финансируемых Европейским Союзом, который с 1999 года предоставил более 2 миллиардов евро. Большие надежды Приштина возлагает и на «Соглашение о стабилизации и ассоциации», которое рассчитывает подписать с Брюсселем этой осенью. Этот документ не коснется международного статуса искусственно созданного Западом государства, не признанного пятью странами Евросоюза.

А пока значительная часть косовского населения уповает на денежные переводы родственников, которым удалось обосноваться за границей. Они давно потеряли надежду на местное правительство, погрязшее в коррупции и тёмных сделках, а также на обещания, звучащие из Брюсселя.

Сергей ИЛЬИН

№7-8(101), 2015