Главная > Финансы & банки > Экономика > ЕС в поисках путей выхода из кризиса

ЕС в поисках путей выхода из кризиса

finban-Shojble
image_pdfimage_print

В чем в чем, а в боевитости министру финансов ФРГ Вольфгангу Шойбле никак не откажешь. Несмотря на то, что он прекрасно отдаёт себе отчёт, какие громы и молнии обрушатся на его голову, этот опытнейший политик без колебаний выдвигает такие масштабные инициативы, о которых другой и заикнуться побоялся бы. Достаточно только вспомнить предложенный им сценарий выхода Греции из ЕС, который для краткости в Европе именуют «Грекзитом». А не так давно, на встрече с коллегами из финансовых ведомств стран ЕС, он предложил изрядно урезать полномочия Европейской Комиссии, что прямо противоположно всем усилиям, предпринимаемым её главой Жан-Клодом Юнкером.

Среди множества функций этого своеобразного европейского правительства есть и обязанность следить за исполнением европейских договоров – масштабного свода законов ЕС. Стало быть, в её обязанности входит и наблюдение за исполнением антимонопольного законодательства и правил функционирования внутреннего рынка. Вот эти-то полномочия Шойбле и предложил у неё отнять, передав их политически независимому ведомству. Если учесть, что революционная идея была выдвинута в самый разгар борьбы за власть между Комиссией и странами, входящими в Союз (Жан-Клод Юнкер решительно не намерен играть роль главы консилиума технократов, и хочет получить право ставить в своей работе весомые политические акценты), то можно себе представить произведённый эффект: он был примерно тем же, который вызывает палка, сунутая в муравейник.

Юнкер, который, к примеру, активно подключался к дискуссии министров финансов и афинского правительства в ходе обсуждения греческого кризиса, явно не вызывает у Шойбле большого восторга. А уж когда глава кабинета Юнкера похвалил реформаторские усилия правительства Эллады, то берлинский политик и вовсе взбеленился, изругав высказывания «неавторитетных личностей» и подчеркнув, что ведение переговоров – дело министров финансов, а не Комиссии.

Но предложения о пересмотре полномочий общеевропейского правительства – это уже, видимо, было заездом за красную линию. Во всяком случае, пресс-секретарь Шойбле был вынужден пуститься в пространные объяснения, клянясь, что его патрон просто радеет о том, чтобы «Комиссия поддерживала правильный баланс между своими политическими функциями и ролью инстанции, следящей за соблюдением европейских договоров». Ни о каком лишении Комиссии даже малой части полномочий и речи не шло, да-да, это вы не так поняли. Предложения Шойбле, дескать, были направлены не против Юнкера, с которым они, разумеется, абсолютные единомышленники. Берлинского политика-де не заботит сиюминутный контекст, он хочет подняться над злобой дня и обсудить принципиальную роль и место европейских институтов в строительстве единой Европы. А Нидерланды, к которым с января 2016 года на шесть месяцев перейдут полномочия председателя Европейского Совета, готовы открыть простор для этой дискуссии.

Однако все эти перепалки – нечто большее, чем сеанс политического фехтования, затеянный двумя матерыми бойцами. Главы пяти европейских ведомств подготовили доклад, посвящённый тому, как, с их точки зрения, можно упрочить экономический и финансовый союз. Есть там и предложения о том, чтобы ввести пост министра финансов зоны евро*. Думаю, вам не понадобятся три попытки, чтобы угадать, в какой стране будут подбирать первого кандидата на этот пост?

А если добавить, что Франсуа Олланд предлагал создать парламент еврозоны, а дискуссия об организации особого «евро-парламента» в рамках Европейского Парламента уже идёт, то станет ясно, что передел полномочий в ЕС продвигается полным ходом. Разве может статься в стороне от этого процесса такой опытный и азартный игрок как Шойбле?

Однако даже в самой Германии отнюдь не все разделяют взгляды Шойбле на то, каким должен быть подлинный европейский федерализм.

Такой властный, если не сказать авторитарный, человек как германский министр финансов, понимает этот многими по-разному трактуемый термин в духе Франца-Йозефа Штрауса – был некогда в Баварии такой колоритный политик – дескать, не все ли мне равно, кто будет при мне канцлером Германии. Однако, весьма немало и тех, кто считает, что министр финансов вообще и Шойбле – в частности, должен быть вовсе не поваром, а всего лишь официантом. В том смысле, что готовиться все блюда должны по рецептам, однозначно определённым демократически избранными органами – парламентами. Это здорово, да вот только обуздывать людей типа Шойбле или того же Юнкера – задача не из простых.

Андрей ГОРЮХИН

 

* Свой бюджет, свои налоги
Министр финансов зоны евро, отдельный бюджет этой зоны, свои налоги – все эти элементы реформ кажутся главе берлинского министерства финансов Вольфгангу Шойбле весьма желательными. Он даже готов предоставить для бюджета Валютного союза средства из германской государственной казны. Представляете, что это такое – готовность финансиста расстаться с деньгами?
Конечно, речь идёт о долгосрочном проекте, который будет реализован не завтра, с этим в ведомстве Шойбле вполне согласны. «Дискуссии об этом только начинаются», – заявила его пресс-секретарь. И правда, единые фискальные структуры стран, входящих в зону евро, в одночасье не создашь. Но уже размышляют над тем, что пополняться единый бюджет будет за счёт подоходных налогов и налогов на добавленную стоимость. Возможно, министр финансов зоны евро будет иметь право увеличивать налоги, взимаемые в странах, и перераспределять прибавку в свою копилку. Министерство финансов Германии подчёркивает, что оно открыто для обсуждения этой темы, но наличие каких-то конкретных планов отрицает. «Вести в этой связи речь о скором введении некоего евро-налога совершенно ошибочно. Пока обсуждаются отдельные возможные элементы, а решения будут приниматься во всей взаимосвязи, поскольку они требуют внесения изменений в европейские договоры», – подчеркнула пресс-секретарь.
В докладе пяти глав европейских ведомств также проводится разделение между мерами, которые можно предпринять в краткие – до 2017 года – сроки и без изменений договоров и шагами долгосрочного плана. Так что спешно эти налоги, безусловно, введены не будут.
№7-8(101), 2015