Новая Польша после Новой Европы


Лиссабонский договор, реорганизовавший ЕС, сохранил поочередное председательство стран-членов в различных органах Союза, хотя лишил это упражнение прежнего масштаба. Тем не менее, полугодовое председательство той или иной страны дает ей возможность во внутреннем плане мобилизовать свое население вокруг европейской идеи, а во внешнем – спроецировать свой образ и обозначить свои приоритеты, даже видение мира.

Во втором полугодии 2011 года у руля «двадцати семи» встала Польша, пожалуй, наиболее активная страна из числа новичков. Семь лет, которые отделяют ее вступление в ЕС от председательства в нем, она привлекала к себе внимание, старалась быть максимально активной, обозначать свой особый статус. В самом деле, по своей территории и численности населения, эта страна сопоставима, например, с Испанией, а по заметной роли в европейской истории и культуре тоже может претендовать на особое место.

 

Семь лет большого пути

Эти годы были отмечены быстрой эволюцией Польши. Она начала как безоглядный атлантист, как вернейший из верных союзников США, за что была произведена тогдашним американским руководством радикального неоконсервативного толка в участники «новой Европы». Подразумевалось, что они были готовы биться под руководством Америки со злобными исламистами за западные ценности, конкретно – в Ираке. В этом контексте Россия рассматривалась в Варшаве в качестве ближайшего оппонента, а общеевропейские идеи, формулируемые ЕС, встречались прохладно. Видимо, не получив ожидаемых дивидендов от такого курса, увидев, что не всегда вашингтонский старший брат бывает прав и бескорыстно благодарит за верность, поляки начали переосмысливать свои национальные приоритеты. Этому способствовала и смена правительственного большинства, приход к власти умеренного либерального правительства во главе с Дональдом Туском. Это началось с 2007 года.

Теперь Польша представляется в совершенно ином свете. Впечатляющей стала нормализация польско-российских отношений, хотя процесс этот далеко не завершен. Вряд ли видение путей обеспечения национальной безопасности в антироссийском ключе исчезнет из высокопоставленных варшавских кабинетов, вряд ли ясновельможные паны скоро полюбят москалей: достаточно полистать польские газеты. Но отрицать прогресс в отношениях между двумя странами нелепо, он особенно очевиден, если не забывать, с какой точки замерзания он стартовал. Этот новый статус придает Варшаве особый вес в восточноевропейском регионе. Будет ли такой потенциал реализован – другой вопрос, и ответ на него мы получим тоже нескоро.

Не менее важно и то, что рассуждения и споры вокруг «новой Европы» забыты и похоронены. Польша старается быть максимально активной во внешней политике именно в измерении ЕС. Она активизировала участие в различных субрегиональных структурах сотрудничества – «Веймарском треугольнике» (Германия, Польша, Франция), «Вышеградской четверке» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). А чего стоит готовность участвовать в общеевропейских воинских формированиях или вклад в военную миссию ЕС в столь далеком от польских интересов Чаде!

 

Соблазн Восточного партнерства

И все же главный внешнеполитический интерес поляков в рамках политики ЕС связан с Восточной Европой. Варшава стала одной из сил, которые активнее всего продвигали Восточное партнерство ЕС – программу взаимодействия со странами бывшего СССР. В нее попадают Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Кульминацией этой деятельности в рамках польского полугодия в ЕС станет намеченная на сентябрь конференция. Ее успех, полагают в Варшаве, может дать стимул развитию Восточного партнерства.

Однако в самой Польше и за ее пределами пока особых надежд на прорыв в этом направлении не испытывают. По словам варшавской «Газеты выборчей», ЕС давно так широко не присутствовал в этом регионе, но при этом он не может оказать на него реальное влияние. Она цитирует исследование Европейского совета международных отношений, проведенное Нику Попеску и Эндрю Уилсоном. Авторы считают, что неудача в демократизации этой части бывшего СССР может привести к вспышке волнений по типу «арабской весны». Последствия такого развития событий для ЕС, по их мнению, таковы: приток нелегальных иммигрантов, дополнительные расходы на стабилизацию обстановки и предотвращение конфликта, возможно, отправка миротворческих, посреднических миссий и так далее.

Еженедельник «Тыгодник повшехны» пессимистично смотрит на перспективу евроинтеграции этих бывших советских республик. Причин для этого, по его мнению, две. Во-первых, «политические и финансовые элиты стран, на которые распространяется Восточное партнерство, убеждены, что смогут жить по-западному, а управлять и вести дела по-восточному». Именно над достижением этого они и работают. Во-вторых, страны ЕС «не хотят ничего другого: за своей восточной границей они стремятся иметь минимальную стабильность и условия для максимальной экспансии там своих компаний». Иными словами, заключает издание, «мы будем делать вид, что хотим их принять в ЕС, а они будут делать вид, что хотят вступить».

 

Повестку дня не выбирают

Особенностью всякого председательства в ЕС было то, что стране, оказавшейся в этом кресле, приходилось заниматься не только теми проблемами, которыми ей хотелось бы. Международный и европейский график диктует Польше свои приоритеты. Они относятся преимущественно к скучной сфере финансов.

Прежде всего, ей придется подключаться к вопросам, связанным с проблемами зоны евро, к которой Польша еще не принадлежит. Международные финансовые штормы также заставят польских лидеров во главе ЕС действовать, выступать с инициативами.

Но это – глобальные проблемы. Есть и технические, которых Варшаве не избежать. Речь идет о согласовании бюджета ЕС на 2012 год и бюджетное планирование Союза на 7 лет. Результат должен быть утвержден в будущем году при следующих председателях – Дании и Кипре. Однако координация работы по существу ляжет на поляков. Можно предположить, что результаты работы в бюджетной сфере гораздо больше скажут о степени европейской зрелости Польши, чем зрелищные и привлекающие внимание прессы политические инициативы.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№7-8(57), 2011