Интеграция по-австрийски


С апреля 2011 года, когда Себастиан Курц был назначен государственным секретарём по делам интеграции, то есть возглавил соответствующее подразделение австрийского министерства иностранных дел, прошло совсем немного времени. В биографии молодого венца это стало отличной ступенькой карьерной лестницы: спустя два года он встал у руля дипломатической службы альпийской республики. Но и продвигавшая его «Австрийская народная партия» (своего рода австрийский аналог германского Христианско-демократического союза) тоже набрала за это время немало очков – как минимум в сфере интеграции.

«Однако просто невозможно за столь короткий срок исправить ошибки, совершавшиеся на протяжении десятилетий», – признался С.Курц в одном из интервью. Он считает, что после земельных выборов в Штирии и Бургенланде перед республикой открывается уникальное «окно возможностей», и призывает социал-демократов отказаться от «идеологического противостояния» интеграционным мероприятиям, предлагаемым в качестве решения насущных проблем.

Речь, прежде всего, идёт о трёх мерах, которые социал-демократы до сих пор с завидным постоянством отвергали. Скажем, было время, когда перед началом обучения в школе дети плохо, а то и вовсе не владеющие немецким языком, должны были посещать занятия, продолжавшиеся от двух месяцев до года. Казалось бы, что тут плохого? Неужели лучше, когда в классе протирают штаны ученики, неспособные понять, что же вокруг происходит? Социал-демократы заклеймили такие подготовительные занятия как «гетто-классы» и категорически выступают против их организации.

Вторая мера заключается во введении обязательного соучастия родителей в процессе образования своих детей. Тех, кто от этого отказывается, предлагается штрафовать. Что ж, если вести речь о родителях, которые вместо того, чтобы проверить, как выполнили домашние задания их чада, предпочитают посидеть перед телевизором, то подобное решение кажется оправданным. С другой стороны, если в педагогическом арсенале таких родителей на первом месте стоит ремень, да и сами они знают немецкий через пень колоду, то большим подспорьем учителю они не станут.

Зато третья мера представляется совершенно обоснованной: лишний год пребывания в детском саду для тех, кому это необходимо с точки зрения готовности к обучению в школе.

Причина противостояния ещё и в том, что без министерства образования указанные шаги осуществить невозможно. А оно сейчас находится в руках социал-демократов, упорно стоящих на своём. Хотя что, казалось бы, неразумного в том, чтобы дети, не посещающие занятий по религии, посвятили это время политическому образованию или прослушали курс этики?

Сейчас в Австрии живут полтора миллиона человек, которых можно отнести к мигрантам или их потомкам. Вот почему трудно не согласиться с Себастианом Курцем в том, что тема беженцев не должна отодвигать на второй план проблему интеграции этих людей в австрийское общество.

Марина СМИРНОВА