Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Камерун-Австрия-ЮАР: одиссея правозащитницы

Камерун-Австрия-ЮАР: одиссея правозащитницы

Achaleke
image_pdfimage_print

Беатрис Ачалеке, уроженка Камеруна, прожила в Австрии более двух десятилетий. И теперь собирается возвратиться в Африку, правда не на родину, а в ЮАР. В альпийской республике она занималась тем, что организовывала различные мероприятия, на которых велась речь о том, что нужно сделать, чтобы «Австрия была более открыта миру» – с точки зрения приезжих, разумеется. Ну, и конечно, госпожа Ачалеке была «критическим голосом» в вопросах интеграции мигрантов в австрийское общество.

Словом, обычная карьера профессиональной правозащитницы. Такими богоугодными делами в Европе можно без особых трудностей кормиться до скончания века. Главное – суметь протиснуться в сплочённые ряды борцов за все хорошее против всего плохого. Беатрис Ачалеке это, вроде бы, удалось. Почему же она решила оставить щедрую ниву?

Сама она в интервью предлагает такое объяснение: уже 5 лет как не может отделаться от впечатления, что «переросла эту систему». Правда, красиво звучит? Тем более, что несколькими строками ниже она с подкупающей откровенностью сообщает: прежде всего, её финансовые дела идут неважно. «Как часто я была вынуждена говорить своим детям, что мы не можем позволить себе то или это», – сетует правозащитница.

Вот интересно, она всерьёз считает, будто все остальные австрийские матери могут позволить себе и детям всё, что душе угодно? При этом они работают, а вовсе не оглашают окрестности «критическим голосом» и не учат сограждан, что им ещё надо сделать, чтобы приезжим жилось лучше. Изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Или все дело в том, что они не «переросли систему»?

Госпожа Ачалеке считает себя предприимчивой женщиной, изобретательно преодолевающей препятствия. И главный недостаток австрийской системы интеграции мигрантов она находит в том, что всё сконцентрировано вокруг изучения немецкого языка. Я приехала в Австрию зная пять языков, говорит она, не уточняя, сколько из них – европейские, но, пока не выучила немецкого, я чувствовала, что меня считают недостаточно подходящей для этой страны. Она называет это узостью мышления. Почему?

Возможно, потому, что альпийская республика оказалась неспособна в полной мере оценить глобальность её замысла – превратить Вену в главный европейский город «дайвёрсити», то бишь разнообразия. Что-то мне подсказывает: это все тот же старый добрый, однако бесславно провалившийся мультикультурализм. Но только в профиль.

Для продвижения своей незаурядной идеи госпожа Ачалеке набрала у спонсоров кучу денег, в чем без стеснения признаётся. Для «глобального человека», каковым она себя аттестует, в этом ведь греха нет? В первый год всё – то есть, организованные предприимчивой дамой «дайвёрсити»-мероприятия – прошли, как она сама считает, отлично. На второй год ей без больших затей дали понять: что вы от нас хотите? – мы вам уже помогли. А на третий главный спонсор просто отказался оплачивать все эти удовольствия. Отсюда и возникли долги, а даме стало не по силам даже вносить квартплату.

Это только кажется, что бойкая общественница банально переоценила своё умение выколачивать из доверчивых спонсоров необходимые денежки. Во всем виновата австрийская «узость мышления», да и что это за язык такой, немецкий, на нём разговаривают только в двух с половиной странах (считая Швейцарию). То ли дело английский. И вообще, в англоязычных странах к мигрантам относятся лучше. Нет, это не я придумал, это госпожа Ачалеке так считает.

А ещё, если вы не знаете, богато живущие европейцы образовали своего рода закрытый клуб, куда неохотно допускают сторонних, стремятся приглашать к себе только лучших, но при этом ругают те страны, откуда родом приезжие. Вот такой «критический голос»…

Чем же госпожа Ачалеке собирается заниматься в Южной Африке, ну, разумеется, кроме поисков щедрых спонсоров? Понятное дело, что с «дайвёрсити» там дело не прокатит, надо искать что-то более соответствующее местной ментальности. И оно нашлось, будьте уверены!

В ЮАР активная дама собирается основать Убунту-академию по имени «Хэппи майндз». Вы ничего не поняли из этого набора слов? Так это потому, что не посещали семинаров, организуемых госпожой Ачалеке. А то бы знали, что в африканских странах люди эмоционально сильнее и счастливее. От этого счастья, надо полагать, и валят они валом на хлеба к эмоционально более слабым, но отчего-то процветающим европейцам.

А истоки африканского счастья лежат, оказывается, в древней философии жизни, называемой убунту, традиционно практикуемой в этих странах. Убунту, поясняет Беатрис Ачалеке, означает что-то вроде «человечности» или «чувства коллективизма». Ну, в общем, человек должен ощущать себя частью целого, вы поняли? А Южная Африка во всей этой коллизии возникла оттого, что убунту практиковал не кто-нибудь, а сам Нельсон Мандела. Вот госпожа Ачалеке и решила взяться за распространение его передового опыта посредством академии и семинаров, которые она будет проводить. В том числе и в «узко мыслящей» Австрии.

Лихо? Не получилось научить твердолобых европейцев «дайверсити», попробуем зайти со стороны убунту. Примемся распространять манделовский взгляд на мир по всей планете. «Мандела никогда не мстил, он никого не казнил, он выступал за политику сближения, мира и счастливого сотрудничества всех людей вне зависимости от их происхождения», – уверенно излагает госпожа Ачалеке.

Ага-ага. А кто это у нас был руководителем военного крыла организации с лирическим названием «Умконто ве сизве», сиречь «Копье нации»? И подрывы официальных учреждений и объектов инфраструктуры это, конечно, свидетельство счастливого сотрудничества всех со всеми. Такая вот терророобразная борьба за свои права, изящно задрапированная покрывалом из гандистских идей в их африканском изводе. Недаром для доброго дедушки Манделы до 2008 года действовал запрет на въезд в США – за исключением зданий Организации Объединённых Наций.

Едва ли приходится сомневаться, что человеколюбивыми идеями убунту из числа коренных европейцев может заинтересоваться только небольшое число фриков. Но вот африканцы, приехавшие в Европу в поисках лучшей доли, могут воспринять такое возвращение к корням на ура. Жаль только с платёжеспособностью у них туговато. Ну да ничего, госпожа Ачалеке постарается найти глобально мыслящих спонсоров.

Марина СМИРНОВА

№6(100), 2015