Главная > Дневник событий > Нововведения > Франция: слежка выходит из-под контроля судей

Франция: слежка выходит из-под контроля судей

01-ds-nov-france-espionage
image_pdfimage_print

Борьба с терроризмом, шпионажем и организованной преступностью вступает во Франции в новую фазу. Национальное Собрание подавляющим большинством голосов одобрило законопроект, наделяющий секретные службы правом электронной слежки за подозрительными людьми, с применением самых современных технических средств без предварительного получения ордера судьи, а значит, без судебного надзора. В случае одобрения этого документа Cенатом и утверждения президентом Пятой республики, в стране возникнет опасность массового шпионажа, опасаются защитники прав человека.

Законопроект активно поддерживали и премьер-министр Мануэль Вальс, и президент Франсуа Олланд. Более того, как показал опрос общественного мнения, за введение этой меры после январских терактов выступают семь французских граждан из каждых десяти. Поэтому положительное решение верхней палаты парламента можно считать неизбежным.

Нововведение, в частности, предусматривает:

•  операторы смогут устанавливать специальное оборудование для автоматического сканирования подозрительных действий в Интернете. При этом обещают, что содержание информации контролю не подвергнется; спецслужбы будут интересоваться лишь такими данными, как электронные адреса отправителя и получателя послания, время их связи. Имена фигурировать не будут, но их легко можно вычислить;

•  слежке с помощью этих методов подлежат и люди, контактирующие с подозреваемыми в терроризме, шпионаже и причастности к организованной преступности. Сканированию подвергнутся все пользователи Сети;

•  агенты спецслужб уполномочены использовать особые системы прослушки, доступа к мобильным телефонам и компьютерам подозрительных лиц, даже если они находятся на расстоянии в несколько сот метров;

•  создается электронная база данных на всех приговоренных за причастность к терроризму, включая несовершеннолетних. Эти данные подлежат хранению в течение 20 лет;

•  административного решения будет достаточно для тайной установки видеокамер и микрофонов в частных помещениях, а также для досмотра жилых помещений без соответствующего ордера;

•  разрешение осуществлять слежку войдёт в обязанности премьер-министра Франции после того, как он заслушает мнение, впрочем, не обязывающее, «Национальной комиссии по контролю за информационными технологиями». Она будет образована двумя депутатами, двумя сенаторами, двумя членами Госсовета, двумя судьями и одним экспертом в области информатики.

Запросы в Комиссию на проведение этих мероприятий могут исходить из министерств внутренних дел, обороны, экономики и юстиции. Но в экстренных случаях обращения могут направляться и после начала слежки.

С наиболее резкой критикой нововведения выступили коммунисты и «зелёные». По мнению первых, «закон значительно выходит за рамки борьбы с терроризмом», а вторые предостерегают от последствий, которые могут возникнуть при других правительствах – это явный намёк на растущее влияние ультраправого «Национального фронта». Правозащитные организации за несколько дней собрали около 120 тысяч подписей против нового закона и направили их премьер-министру.

Однако М.Вальс убежден в необходимости применения всех этих мер. Он подчеркивает, что предыдущий закон о разведывательной деятельности был принят ещё в 1991 году, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов. По его словам, «перед лицом особых ситуаций требуются особые законы. Но речь не идёт о чрезвычайных мерах; к тому же они будут применяться адресно, прежде всего, к подозреваемым в терроризме». Другими словами, главная мишень электронной слежки – те сотни, если не тысячи французских граждан, которые отправляются «на священную войну» в Ирак и Сирию, а затем возвращаются на новую родину, получив боевое крещение у джихадистов (см. «ЕС: как ужесточить контроль, сохранив свободу передвижения?», №2(96), 2015).

В свою очередь, президент Ф.Олланд в ответ на критику предпринял беспрецедентный для него шаг, направив закон на рассмотрение Конституционного суда, чтобы убедиться, что он потенциально не нарушает положений конституции.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№5(99), 2015