Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Протектораты отжили своё

Протектораты отжили своё

Bosnia
image_pdfimage_print

Сейчас мало кто помнит, с какой беспомощностью наблюдал Евросоюз за войной в Боснии. Долго, между прочим, наблюдал – с 1992 по 1995 год. Сколько было мирных предложений и попыток урегулирования – теперь и не сосчитать. События в Македонии невольно заставляют вспомнить балканские горячие точки тех лет. Давайте посмотрим, как представляет происшедшее и его последствия швейцарская газета «Нойе цюрхер цайтунг».

Долгое время европейцы, которым США предоставили решать балканскую проблему, демонстрировали слабую дееспособность, не выходящую за рамки попыток ограничить ущерб, наносимый распадом Югославии, вылившимся в жестокую войну. Они пытались лечить симптомы, не обращая внимания на их политические причины, считает газета. И все это тянулось до тех пор, пока американцы в ноябре 1995 года, по сути, не вынудили конфликтующие стороны подписать документ, получивший название Дейтонские соглашения. Так было легитимировано этническое разделение, которое было прежде достигнуто военными средствами. Такова была цена, которую пришлось заплатить за окончание войны, полагает газета.

Единая Босния и Герцеговина, вроде бы, была сохранена, но только внешне, поскольку на деле она была разделена на две достаточно самостоятельные, этнически разнородные территории. Это принцип был проведён и в навязанной (по-немецки употреблено куда более изящное определение – «нахлобученной») конституции. В результате появилось государственное образование, возникновения которого не хотел ни один из живущих в этих землях народов – ни сербы, ни хорваты, ни боснийцы.

Упования на то, что «время лечит», «стерпится-слюбится» и «перемелется – мука будет», оказались наивными, как и разительное незнание истории «осчастливливаемых» народов, столь свойственное посланцам «сияющего града на холме».

Боснию пришлось ставить под международный присмотр. И к чему это привело? «Так называемый верховный представитель сообщества государств и сейчас, 20 лет спустя, все ещё выступает гарантом сохранения Дейтонских соглашений, которые в Боснии давно никто не принимает всерьёз, – констатирует «Нойе цюрхер цайтунг». – Схожим образом после натовской интервенции 1999 года протекторатом ООН стало Косово».

В обоих протекторатах Запад вмешался в ход войны, в оба из них были закачаны миллиарды долларов. И что же, может быть эти страны сейчас уже стали полностью готовыми к вступлению в ЕС, спрашивает газета. Ничуть не бывало: нет в Европе государств, которые отстояли бы дальше от этой цели. И это при том, что Запад берёт их под своё крылышко охотнее, чем любые другие страны на традиционно неспокойных Балканах.

Чтобы ситуация не выглядела уж совсем мрачно, газета называет и некоторые достижения европейцев в любимых протекторатах. Босния, если вы этого не знаете, стала демократическим государством. От безудержного восхищения этим фактом удерживает только то, что линии этнического разграничения никуда не делись, равно как и политический паралич, за который несёт ответственность, в том числе, и конституция, навязанная конфликтующим сторонам в Дейтоне. Поскольку каждая из этнических групп преследует в первую очередь свои собственные интересы – да-да, а вы чего хотели? – надежд на то, что конституция будет изменена изнутри, нет решительно никаких. Не думаете же вы, что боснийцы добровольно откажутся от предусмотренных для них квот и поблажек! Ну, а для сербов и хорватов они были, есть и всегда будут основным препятствием к появлению «единобоснийской» идентичности, преодолевающей узкоэтнические границы.

«Нойе цюрхер цайтунг» напоминает, что конституция эта в 2009 году была отнесена Европейским судом по правам человека к документам, нарушающим конвенцию по правам человека. И что? Да ничего, воз и ныне там.

Газета считает, что время существования боснийского протектората истекло, и в опеке это государство больше не нуждается. Тем более, что бюро верховного представителя, работающее там, пришло к выводу, что страна не развалится и не нарушит послевоенный порядок, установившийся в регионе. А потому можно предоставить её собственной судьбе, и местным политикам пора взять на себя всю полноту ответственности за происходящее, перестав списывать собственные провалы на иностранных «козлов отпущения».

В Косово ситуация сложнее. Независимость этой страны признана даже не всеми государствами ЕС, не говоря уже об остальном мире. Тон там задают бывшие лидеры антисербского вооружённого сопротивления, напоминает газета, добавляя, что «во властную кормушку они вцепились прочно». Многие годы они изображают из себя гарантов спокойствия и порядка, а европейские протекторы продолжают иметь с ними дело из чистой боязни того, что это может нарушить с трудом достигнутую стабильность. И потому властвующий в Косово политический клан превратился в касту неприкасаемых. А такое поддержание стабильности любой ценой тормозит политическое развитие, считает газета. Миссии ЕС стоило бы, прежде всего, заняться расследованием военных преступлений, совершённых в Косово в период открытого конфликта. Но изучением темных страниц – преступлениями албанцев против сербов – никто заниматься не хочет. А именно в этом и заключается установление норм правового государства в Косово, заключает «Нойе цюрхер цайтунг».

Сергей ПЛЯСУНОВ

№5(99), 2015