Избирательный ценз, или Сострадание как потребность


Мало где еще встретишь столь разноязыкую публику, носящую в себе наследие различных культурных традиций и обычаев, как в Люксембурге. Роль общеевропейского перекрестка, выражаясь просторечно, «налагает» и «обязывает».

Поэтому в Люксембурге и высокая доля тех, кого язык не повернется назвать «гастарбайтерами». В своей массе это – высококвалифицированные кадры, специалисты в области финансово-банковского дела, высоких телекоммуникационных технологий, системы высшего образования. Среди них встречается немало выпускников престижных университетов с титулами и званиями, обладателей ныне почти сакральных познаний в менеджменте, читай – управленцев высшей степени посвящения.

Многих объединяет одна чисто казенно-бюрократическая деталь их статуса. Они числятся «варягами», пришлыми работниками, взятыми со стороны, хотя по собственной воле живут и трудятся в Люксембурге подолгу, и нередко счет идет на годы. Но по разным, часто сугубо личным причинам они не желают отказываться от своего исконного гражданства и переходить в категорию подданных Великого герцога.

Естественно, что, оставаясь наполовину своими, они – «лишенцы», то есть не обладают всеми гражданскими свободами, как полноценные граждане. Однако на горизонте уже сверкают зарницы перемен.

Для Люксембурга, второго Вавилона по многоязычному говору, 7 июня 2015 года может обернуться закладкой в исторической летописи. В этот день пройдет референдум, на котором подданным предстоит высказаться по животрепещущей проблеме: наделять или не наделять иностранцев, то есть неграждан, правом голосовать на выборах. Предложено уравнять чужестранцев с коренными по одному из фундаментальных политических прав. Это право делегировать представителей в органы власти и через этих «слуг народа» управлять люксембургским государством и обществом.

Перспектива радикального изменения социального портрета избирательного корпуса не могла не вызвать высокоградусной дискуссии в обществе на всех уровнях, обнажив болевые нервы и степень гражданской и психологической зрелости люксембуржцев.

Фернанд Картхайзер, депутат парламента от «Альтернативной демократической реформистской партии» (ADR), призвал правительства других стран, в частности, Германии, не вмешиваться в процесс, не оказывать ни прямого, ни косвенного влияния на свободное волеизъявление люксембуржцев. Вопрос этот чрезвычайно деликатный, пояснил парламентарий-«альтернативщик», потому что касается такой тонкой материи, как суверенитет и европейское законодательство. Призыв был адресован, в том числе, общественным организациям местных немцев – им Ф.Картхайзер посоветовал агитировать за предоставление широких прав иностранцам, постоянно проживающим в Германии.

Заочная полемика показательна: что это как не свидетельство того, насколько тема изменения избирательного ценза и распространения гражданских прав на тех, кто формально числится в категории «сами мы люди нездешние», – животрепещущая и злободневная. Безучастных практически не наблюдается, и это подтверждает опрос населения, проведенный мастерами опинионики из Politmonitor по заказу газеты «Ворт» и радиотелеканала РТЛ.

Главный итог выражен двумя цифрами: 72% коренных жителей и 75% иностранцев поддерживают предоставление автоматического подданства в том случае, если дети иммигрантов родились на территории герцогства, но только по достижении ими 18 лет.

Консенсус по этому аспекту иммиграционной политики сам по себе знаменателен, но на этом совпадение во взглядах завершается. Так, 91% иностранцев убеждены, что в своей массе они вносят неоценимый вклад в национальное благосостояние Люксембурга, обеспечивая заметную долю в приросте ВВП. С этим согласны только 66% коренных граждан, а 27% и вовсе не разделяют такую оценку.

Не менее значимы расхождения в подходе к владению государственным языком, а именно – люксембургским, диалектом немецкого. Только треть иностранцев видят в этом необходимость, в то время как на этом настаивают 56% местных жителей, рассматривая это как всенепременное условие для полноценной интеграции приезжих в их устоявшееся общество.

В рамках дискуссии приводится пример Новой Зеландии, где всем жителям, вне зависимости от их статуса, в 1975 году предоставили право голосовать на выборах. В 1993 году для того, чтобы считаться «постоянным резидентом», стало необходимо прожить в стране всего два года – в Люксембурге хотят установить порог в 10 лет.

Но главное в другом: на том крайнем краешке земли нет никаких языковых барьеров, поскольку половина из 25% иностранцев – выходцы из Британии или Австралии, говорящие на «присущем им» языке метрополии, а остальные мигрировали с островов в Южной части Тихого океана, где также господствует язык бывших английских колонизаторов. Идет приток азиатских переселенцев, но их доля невелика, да и для них язык межнационального общения все тот же.

Да, для Люксембурга нет проблемы языковой разноголосицы – здесь отмечена самая высокая концентрация полиглотов. В среднем каждый владеет четырьмя иностранными языками, включая родной. Однако же для коренных важен принцип: для гармонизации межнациональных отношений необходим общий знаменатель, в роли которого и выступает язык, как носитель культурного кода.

По всем признакам, на референдуме 7 июня большинство выступит за повышение степени интеграции иноязычных диаспор в люксембургское общество. В единстве и разнообразии – сила. В эту заповедь верят здравомыслящие и добропорядочные граждане. Но не факт, что далее всё пойдет гладко: для утверждения результатов плебисцита требуется квалифицированное большинство, то есть две трети голосов парламентариев, среди которых найдутся и те, кто опасается растворения исконных жителей в массе всё прибывающих иммигрантов.

… Думаю, всё устроится лучшим образом. Для такой уверенности у меня появился весомый аргумент. Не так давно люди с убеждениями доброго самаритянина (в их числе – «l’Oeuvre Nationale de-Secours Grande-Duchesse Charlotte» и Philanthropie.lu) предложили другим сердобольным гражданам помочь материально нуждающимся. Не подавать милостыню тем, кто христарадничает, да таковых и немного, а приобрести в их пользу еду и напитки в харчевнях по всей стране.

Схема подкупающе бесхитростна. Вы платите за суп, сэндвич или кофе для тех, кто не может себе этого позволить. Делаете это анонимно, и не знаете, кто именно и когда воспользуется щедростью вашей души. Люксембургские адреса известны. В столице это кафе «У Жюли» (Chez Julie) и «Гурмандиз пермиз» (Gourmandises Permises). Для наглядности на витрине есть стикер со словом KaffiKaddo.

Я назвала бы эту инициативу «Накорми чужака». Согласитесь, разве это не убедительный пример широты взглядов люксембуржцев?! И вот ещё мысль: наряду с адресной и конкретной помощью эта благотворительная акция несет в себе мощнейший заряд воспитательного воздействия. Так мы учимся быть добрыми. Обогреваем этот мир, которому зябко на холодном ветру равнодушия, своим состраданием. Пробуждаем в себе и в окружающих все те благородные чувства, что делают нас людьми.

Светлана ФЕДОТОВА,
CEO, управляющий директор
East-West United Bank в Люксембурге