Главная > Дневник событий > Политика > ЕС: как «жёсткая экономия» расшатывает политические устои

ЕС: как «жёсткая экономия» расшатывает политические устои

ds-polit-ES-podemos
image_pdfimage_print

Традиционная двухпартийная система в ряде стран Европы подвергается серьёзному испытанию, а кое-где начинает трещать по швам, причём впервые за весь период после окончания Второй мировой войны. На авансцену политического театра, прежде всего, в южной части континента, уверенно выходят радикальные правые и левые объединения, возглавляемые молодыми амбициозными лидерами, предлагающими альтернативу избирателям для внутреннего и внешнего курса. Лозунги харизматичных вождей, обещающих покончить с затягиванием поясов, коррупцией и пропастью между богатыми и бедными, находят отклик, главным образом, у среднего класса – опоры современного европейского общества.

Одним из убедительных подтверждений этому может служить растущее влияние леворадикальной партии «Подемос» («Мы можем») в Испании. На мартовских досрочных выборах в южной провинции – Андалусии, более тридцати лет считающейся вотчиной социалистов, этой организации, возникшей менее полутора лет назад, удалось завоевать 15% голосов и стать третьей силой в местном законодательном органе. Кандидаты соцпартии получили 35,5% голосов – на 4 процентных пункта меньше, чем на предыдущих выборах, а правящая в стране правоцентристская «Народная партия» собрала 27%, потеряв 17 депутатских кресел, хотя испанский премьер-министр Мариано Рахой несколько раз посещал Севилью, чтобы поддержать своих кандидатов.

Кампания в Андалусии, где безработица охватывает более трети самодеятельного населения, стала пробой сил перед предстоящими в стране в мае муниципальными и региональными, а в ноябре – всеобщими выборами. Это голосование послужило также первым экзаменом «Подемос» после победы на выборах в Греции леворадикальной коалиции СИРИЗА, во многом близкой ей по духу и целям. Любопытная деталь: в портовом городе Кадисе, где уровень безработицы даже превышает греческий, кандидаты «Подемос» завоевали большинство.

Однако предстоящее участие в работе андалусских властей станет серьезным испытанием для этой партии, возглавляемой 36-летним доктором политологии Пабло Иглесиасом: вся страна будет следить за тем, как выполняются предвыборные обещания новой оппозиции, именующей себя реальной. Социалисты, не получившие абсолютного большинства, вынуждены искать партнёров для эффективной работы. Однако, если «Подемос» пойдёт на создание коалиции с недавним противником, это будет противоречить лозунгу о необходимости крупных перемен, а отказ от взаимодействия подтвердит заявления кандидатов «Народной партии», что голосование за соратников П.Иглесиаса угрожает стабильности в регионе…

Как бы то ни было, уже очевидно: ворвавшись в политический истэблишмент, «Подемос» потрясла двухпартийную систему Испании, традиционно образуемую консерваторами и социалистами. Радикальные популисты громко заявляют о себе не только в Греции и Испании, но и повышают голос во Франции («Национальный фронт»), Италии («Движение Пять звёзд») и даже в Великобритании («Партия независимости Соединенного Королевства»), Нидерландах («Партия свободы») и Германии (движение «Пегида»). Главные причины резкого изменения настроений в обществе – эрозия жизненного уровня среднего класса под ударами затянувшегося финансового кризиса, массовый наплыв иммигрантов-мусульман и беженцев, развал системы социального обеспечения, высокий уровень безработицы и, как следствие – дискредитация традиционных политических элит (см. «Радикальные движения: правая-левая где сторона?», №2(96), 2015).

Всё это ведёт к тому, что под вопрос всё чаще ставится и весь интеграционный проект в Европе: выдвигаются лозунги «добиваться большего суверенитета от брюссельской бюрократии». В этих условиях даже едва сформировавшиеся новые движения и партии пробуждают надежды у избирателей, а рост их популярности в ряде стран Европейского Союза свидетельствует, что сама суть политических институтов может в недалёком будущем значительно измениться. Своеобразным полигоном для «двадцати восьми» стала Греция с левыми радикалами у власти. От их успеха или провала зависит очень многое.

В этом году всеобщие выборы состоятся не менее чем в восьми государствах ЕС. Исход этих кампаний предсказать труднее, чем даже перед прошлогодними выборами в Европейский Парламент.

Александр СОКОЛОВ

 

Кто Вы, сеньор Иглесиас?
ds-polit-ES-podemos2Движение, а затем и партию «Подемос» создала группа преподавателей Мадридского университета Комплутенсе во главе с юристом и политологом Пабло Иглесиасом.
Его родители дали имя своему младенцу в честь основателя испанского социализма в позапрошлом веке Пабло Иглесиаса, и он с юных лет оправдывал их надежды. В 14 лет стал активистом молодёжного крыла коммунистической партии в одном из бедняцких районов столицы, где в скромной квартире живёт до сих пор. Став студентом, а затем и преподавателем университета Комплутенсе, «Пабло Второй» активно выступал против глобализации и «доминирующей идеологии финансового капитализма». Поддерживал контакты с популистскими левыми лидерами Латинской Америки, преимущественно Боливии и Эквадора.
Ровно через год после основания «Подемос», в минувшем январе, П.Иглесиасу и его партии удалось собрать на митинг протеста в центре Мадрида около 150 тысяч человек, что стало неожиданной заявкой на успех в недалёком будущем.
Харизматичный лидер «подлинной оппозиции» уверенно держится не только на митингах, но и на экранах телевизоров, охотно раздавая интервью, участвуя в дебатах и даже выступая в роли телеведущего. Отнюдь не случайно: он следует завету итальянского мыслителя-марксиста Антонио Грамши, считавшего, что главную битву необходимо вести против пропагандистской машины капитализма, формирующей общественное мнение.
Программа «Подемос», составленная с участием университетских профессоров-экономистов, предусматривает, в частности, ограничение рабочей недели 35-ю часами, как во Франции; включение в устав «Европейского центрального банка» пункта о необходимости обеспечения полной занятости населения ЕС; введение нового налога на крупные состояния и финансовые сделки; повышение зарплат и пенсий; увеличение расходов на здравоохранение, социальные нужды и просвещение (без ответа на неизбежный вопрос: где взять средства на все эти цели?).
В одном из интервью П.Иглесиас признал, что после успеха его партии на выборах в Андалусии перспектива возглавить правительство Испании уже не кажется ему нереальной. При этом он сознает трудную проблему, с которой столкнётся «Подемос» в качестве правящей партии: возникнув как антикапиталистическая сила, ей придётся управлять страной с развитой рыночной экономикой.
Один из главных лозунгов радикалов во внешней политике – не только больший суверенитет Испании от властей ЕС, но и достижение меньшей зависимости Европы от Соединенных Штатов, которые, в частности, диктуют отношение Брюсселя к конфликту вокруг Украины. «Я вовсе не симпатизирую политике Москвы, – говорит П.Иглесиас, – однако считаю, что занятая Евросоюзом столь воинственная политика в отношении России ошибочна… Неразумной была и поддержка Майдана, что вылилось, мягко говоря, в смещение действовавшей политической власти» на Украине.
№4(98), 2015