Главная > Дневник событий > В фокусе > Почему чехи обиделись на Гамбург

Почему чехи обиделись на Гамбург

Mih-Cheh01
image_pdfimage_print

Дано: Гамбург решил побороться за право провести у себя в 2024 году Олимпийские игры. Замыслили создать Олимпийскую деревню, спортивные сооружения – всё как положено. В непосредственной близости от этого потенциального великолепия находится территория так называемой Мольдаухафен, или Влтавской гавани, части Гамбургской гавани. Построена она ещё в XIX веке и занимает площадь в 30 тысяч квадратных метров.

Требуется установить: что в этих планах могло вызвать раздражение и даже открытое недовольство Чехии? Ей-то какое до всего этого дело?

А ответ, между прочим, далеко не очевиден! Для этого надо знать, что территория Мольдаухафен находится в аренде у чешского Эльбского пароходства, успешно разорившегося после «бархатной революции». Разориться-то оно разорилось, и объем перевозок резко упал, но договор действует до 2028 года. И международные осложнения вызваны тем, что Прага опасается, как бы планы перестройки гавани не осложнили ей выход к морю. Вот так и не меньше, а иронические замечания здесь вовсе не уместны.

Указанная территория была арендована в 1929 году на основе Версальского договора, так как Эльба – единственный выход к морю для бывшего чехословацкого, а ныне просто чешского государства. Нынешний арендный договор был перезаключен в 1993 году.

В середине 2014 года Дирекция водного транспорта Чешской республики обратилась к портовым властям Гамбурга с закономерным вопросом: затронет ли олимпийское строительство территории, арендованные чехами? Официальный ответ гласил: нет, никоим образом, и возможность использования арендованных территорий не будет ничем ограничена.

Так что же вызывает беспокойство у чешской стороны? Оказывается то, что в СМИ были обнародованы проекты олимпийского строительства, из которых явствует: проход в Мольдаухафен будет перекрыт несколькими мостами, которые, по мнению чехов, не только затруднят, но, может быть, и вовсе закроют вход в эту гавань. И это в чешском посольстве в Берлине считают неприемлемым. Наверное, больше всего их раздражает то, что на все свои обращения, предпринимаемые с марта 2015 года, они не получают внятного ответа.

Mih-Cyth1

Дело ещё и в том, что чешское министерство транспорта приняло программу модернизации портовых сооружений в Мольдаухафене, которая должна стартовать нынешним летом. Ряд чешских предприятий выразили намерение использовать гавань, сейчас простаивающую. Стоит ли затевать обновление причальных свай, если будет перекрыт подход?

Трудно рассчитывать на то, что грузооборот здесь возродится на уровне 30-х годов прошлого века, когда в одном только 1937 году из Чехословакии в Гамбург пришло 2010 речных судов. Тогда по Эльбе на этих судах в Чехословакию шло различное сырье, зерно, текстиль, кожи, колониальные товары, а обратно везли сахар, уголь, лес, ячмень, хмель, солод, стеклянные изделия, целлюлозу – да мало ли что ещё.

Mih-Cheh2

Пока немцы пытаются убедить чехов в том, что вызвавшие у них беспокойство картинки – не более чем прикидки и до воплощения в реальность планы эти еще сто раз поменяются. Может и да, соглашаются чехи, а может – и нет. Во всяком случае, у них уже есть свой вариант решения проблемы. Они предлагают немцам построить высокие мосты, под которыми легко могли бы пройти любые речные суда. Но пока конца этой оживлённой дискуссии что-то не видно.

Александр ВАРВАРИН

№4(98), 2015