Главная > Дневник событий > Средиземноморский Союз и фантазии президента Франции

Средиземноморский Союз и фантазии президента Франции

image_pdfimage_print

Глава французского государства Николя Саркози, посещая город Танжер в ходе официального визита в Марокко, произнес речь, от которой многого ждали. Он разъяснил в ней свою идею создания Средиземноморского Союза, о которой мир узнал майским вечером 2007 года, когда стало известно имя нового президента Франции, провозгласившего тогда некоторые свои приоритеты.

Однако после Танжера не появилось полной ясности в том, что именно предлагает Париж под наименованием Средиземноморский Союз, каков должен стать порядок действия в ходе осуществления этой идеи, как организовать и, главное, финансировать весь процесс. Н.Саркози и в этой речи остался верен себе: простая и практичная идея, хлесткие формулы, но без особых подробностей. Для начала перечислим, что именно он сказал, а потом попытаемся проанализировать.

Президент Франции предложил всем средиземноморским странам, прежде всего, неевропейским, взять за образец действия западноевропейцев после победы над нацизмом. Тогда страны этой части европейского континента, в первую очередь давние враги – Франция и Германия – решили преодолеть застарелую вражду, конфликты и трения через сотрудничество в экономике, создав Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Позднее оно переросло в нынешний Европейский Союз (ЕС).

«После Второй мировой войны Европа переживала один из тех ужасных периодов, когда страдания и боль были сильнее любви, – сказал он. – Европейцы это преодолели. Франция призывает народы Средиземноморья сделать то же самое, воспользоваться теми же методами, стремиться к тем же целям».

Для этого, по его словам, надо начать региональное сотрудничество в области обеспечения устойчивого развития, энергетики и транспорта, создать «самую большую лабораторию в мире по совместному развитию». Он предложил образовать Средиземноморский инвестиционный банк, агентства по атомной энергии, окружающей среде и аудиовизуальному пространству, Средиземноморский университет. «Это – призыв ко всем народам Средиземноморья, именно ко всем, принять участие в историческом процессе, который приведет к единству», – воскликнул Н.Саркози.

Для обсуждения этих предложений президент пригласил всех глав государств и правительств региона на встречу во Франции в июле 2008 года.

Такова форма. Теперь о политической сути дела.

Во-первых, не ясно кто, как и что будет делать в рамках этой инициативы, и на какие деньги. Европейская Комиссия поэтому заявила, что «ждет разъяснений» от Парижа. Его европейские партнеры по большей части отмолчались, а неевропейские опасаются, что предлагаемая структура превратится в форум для обсуждения, с их точки зрения, негативных вопросов – иммиграции в Европу и борьбы с терроризмом.

Во-вторых, не ясно, как эта идея соотносится с начатым в 1995 году по инициативе Испании Барселонским процессом, призванным наладить всестороннее сотрудничество и сближение стран того же средиземноморского бассейна. Он не отменен, но застопорился из-за ряда нерешенных (и нерешаемых в его рамках) проблем, в первую голову, палестино-израильского конфликта, который за эти годы никуда не делся. А испанцы, к слову, теперь обиделись на французов, решив, что Париж просто решил перетянуть на себя одеяло средиземноморской политики ЕС.

Правда, есть еще соображение, сторонники которого считают французское предложение способом придать большую сбалансированность ЕС, который после приема в 2004 году большой группы восточноевропейских стран стал перевешивать на Восток: пора вспомнить и о Юге.

В-третьих, предложение Н.Саркози рассматривается многими как хитрый способ снять с повестки дня вопрос о вступлении средиземноморской Турции в ЕС. Он сам не скрывал и не скрывает, что решительно против такой перспективы. Не случайно турецкое правительство давно дало понять, что Средиземноморский Союз его не интересует, если он должен заменить процесс приема в ЕС.

Вопросов остается много. Возможно, к лету будущего года станет понято, является ли инициатива французского президента мертворожденной или у нее есть будущее.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(16), 2007

№11(16), 2007