Главная > Открываем старый свет > Только факты > Стоунхендж: алтарь, вознесенный к небу

Стоунхендж: алтарь, вознесенный к небу

Stonehenge
image_pdfimage_print

Никакого отношению к археологии, антропологии или истории религии Джулиан Сполдинг не имеет, что позволило ему взглянуть на загадку мегалитического чуда в графстве Уилтшир с неожиданной стороны. Тот самый случай, когда дилетант или просто сторонний наблюдатель может увидеть нечто такое, что знатокам предмета и в голову не придет. Нет, это несправедливо: нельзя сравнивать мистера Сполдинга с «дилетантом»: он профессиональный искусствовед и возглавлял престижные музеи Британии.

К Стоунхенджу, древнейшему монументальному сооружению, построенному, предположительно, в интервале между третьим и вторым тысячелетием до Рождества Христова, примеривают три версии его происхождения. Одни называют его храмом, созданным друидами для отправления своих таинственных обрядов. Другие усматривают в математически просчитываемых пропорциях промысел высших, явно нездешних сил, оставивших тут после краткой транзитной остановки гигантский космический календарь. А третьи сравнивают его с «доисторическим Лурдом» – по аналогии с чудодейственным местом во Франции, куда на протяжении веков стекались убогие и хворые, чтобы найти исцеление. Возможно, здесь находятся точки пересечения и наложения геомагнитных полей особой интенсивности.

Джулиан Сполдинг предлагает неортодоксальный взгляд. Взгляд сверху. Его мнение, что мы традиционно оценивали Стоунхендж «с модернистских позиций, отталкиваясь от земли». А надо отталкиваться... от неба. В свое время поверх гигантских столбов, что образовывали идеальный круг, располагался настил, скорее всего, деревянный. Доступ к нему имели только представители высшей касты, скажем, касты жрецов, сносившиеся с богом или богами. Этим избранным, видимо, бессмертным в представлении остальных, не пристало ходить по земле, наравне со всеми.

По сути, Стоунхендж представляет собой остатки величественного алтаря. Как выражается автор новой гипотезы, это была «Мекка на сваях».

Профессиональные исследователи разделились в своем отношении к еретической интерпретации человека не из их круга. Винсент Гафни, ведущий знаток Стоунхенджа из университета в Бредфорде, признался, что воспринял новость «с известной долей скептицизма». Другой светило, археолог О.Бэрл был милостивее: «В этом что-то есть, наверное». Такой разброс мнений обещает бурную дискуссию вокруг только что опубликованной книги Джулиана Сполдинга «Осознание: Увидеть, чтобы затем понять. Истоки искусства». А значит, загадка Стоунхенджа остается.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№3(97), 2015