Главная > Финансы & банки > Экономика > Германия: а ведь хотели как лучше!

Германия: а ведь хотели как лучше!

999-tax
image_pdfimage_print

Из года в год, из десятилетия в десятилетие в ФРГ раздаются проклятия в адрес «теневой экономики, наносящей огромный ущерб национальному хозяйству». Речь не идет о преступном бизнесе, вроде наркотрафика или торговли живым товаром. Хотя работа «по-черному», то есть получение заработка из рук в руки, без непременной выплаты социальных отчислений и налогов, тоже, разумеется, преступление. Но такое, к которому очень многие относятся терпимо.

Вот поэтому-то на вопрос «Сколько я вам должен?» частенько можно услышать ответ: «По счету или без него?». И все довольны: клиент – тем, что платит меньше, а исполнитель – что проводит деньги мимо официальной кассы.

Фридрих Шнайдер из университета, что в австрийском городе Линце, с 2002 года вместе с коллегами из Института прикладных экономических исследований (Тюбинген) пытается пролить свет на тот сегмент германской экономики, который великолепно чувствует себя в тени. По его данным, в минувшем году оборот там составил 340 миллиардов евро. Не все соглашаются с его расчётами, но давайте примем их как есть. Поясним только, что в итоговый – и заметим, слегка пугающий – результат включена не только интересующая нас работа «по-черному», но и незаконный наём находящихся в стране иммигрантов, и так называемая соседская помощь, когда живущий поблизости сантехник меняет вам смеситель «по-приятельски», но не бесплатно, и даже откровенно криминальный наркотрафик.

Конечно, подсчеты Фридриха Шнайдера основываются на большом числе предположений и допущений, ведь речь идет о вещах, которые стремятся скрыть, а не выставить напоказ. Но в то же время, можно считать доказанной взаимосвязь между общей экономической ситуацией и «черным» рынком труда: в условиях бума он съеживается, а при стагнации разрастается. Понятна и связь с ростом оборота наличных денег в стране: оплату работы «по-черному» через банк не будет проводить никто.

Так вот, по данным исследователей, в 2003 году доля теневой экономики в ВВП Германии составляла 17%, а в году минувшем – 12%. Тенденция постоянного снижения не может не радовать, да вот только Фридрих Шнайдер полагает, что в 2015 году этот благотворный процесс прекратится. И виной тому не что-нибудь, а политика федерального правительства. «Растущие социальные выплаты и законодательное введение минимальной почасовой оплаты в 8,5 евро усилят соблазн работать «в тени», – говорит исследователь. Он предполагал, что экономический рост в этом году «откусит» от теневого сектора экономики еще 1,3 миллиарда евро, но теперь испытывает в этом сильные сомнения. Именно в тех областях, где работа «по-черному» и без того достаточно распространена – сфера услуг, строительный бизнес и так далее – требования нового закона только увеличат число нарушителей.

Налоговая нагрузка на эти сферы экономики, согласно расчетам Фридриха Шнайдера, должна возрасти примерно на 7 миллиардов евро. И как минимум около полутора миллиардов из них уйдут в тень, считает он. Разумеется, в министерстве труда ФРГ его расчеты объявляют умозрительными, как будто можно предложить что-либо иное при принципиальной невозможности получить официально признаваемые статистические данные. Впрочем, можно.

Вот Федеральное статистическое ведомство ФРГ приняло соломоново решение: начиная с 2014 года всю теневую деятельность включать в подсчёт ВВП. Помилуйте, но как же можно суммировать реальные и оценочные показатели? А вот так! Можно и всё. Вам не нравится, что в оценку включен и предполагаемый незаконный оборот наркотических средств? Ничего, потерпите, в семье не без урода. Зато рост ВВП получится – загляденье! И чтобы не выглядеть совсем уж комично, германские статистики все же отказываются комментировать вопрос, какую именно цифру они добавили к общему показателю за счет теневой экономики.

Фридрих Шнайдер – лишь один из исследователей этой проблемы. Скажем, берлинский Институт экономических исследований оценивает объем теневой экономики не в 12%, как Шнайдер, а в 3%. И отмечает при этом, что в распространении работы «по-черному» большую роль, кроме чисто экономических, вроде уровня зарплаты и налоговых сборов, играют и такие трудно учитываемые факторы, как распространённость коррупции, недовольство жизнью и уровень работы государственных служб.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

Кстати

Почему в Германии незаконную деятельность, в частности работу, оплачиваемую «из рук в руки», сопровождают прилагательным «черный» – «шварц», если по-немецки. Одно из объяснений таково: глагол «шварцен» или «шверцен» означал «делать что-либо запрещенное под покровом ночи». Есть и другая точка зрения: на идише, языке центрально-европейских евреев, «швартс» означало нищету. А «швартсарбайтер» – человек, которого нищета вынудила заняться незаконным трудом.

№2(96), 2015