Главная > Финансы & банки > Валюта > Швейцарский франк ушел в свободное плавание

Швейцарский франк ушел в свободное плавание

volatility
image_pdfimage_print

Национальный банк Швейцарии (НБШ) сыграл на опережение Европейского центрального банка (ЕЦБ), собиравшегося ввести программу «количественного смягчения» для обесценения евро, и первым объявил об отказе от минимального порога обменного курса двух валют. Одновременно учетные ставки для депозитов в швейцарских коммерческих банках стали отрицательными, опустившись до -0,75%.

С чем связан такой финансовый маневр швейцарского регулятора и каковы могут быть его последствия?

Проблема уходит корнями в финансовый кризис 2008 года, когда инвесторы активизировали скупку швейцарских франков, традиционно считающихся надежной денежной единицей. Такое развитие событий обернулось ростом обменного курса франка и подрывом экспортных позиций страны.

Надо учитывать, что экспорт обеспечивает большую часть ВВП Швейцарии – 72% по данным за 2013 год.

В этих условиях, в 2011 году НБШ ввел потолок для обменного курса франка по отношению к евро. Если бы швейцарская валюта спускалась ниже отметки 1,20 евро, то банк печатал бы франки для покупки евро, избегая тем самым излишнего подорожания национальной денежной единицы.

Теперь от этого курсового порога отказались.

Причин такого шага несколько. Главная в том, что за последнее время евро существенно обесценился по отношению к американскому доллару, а заодно и к швейцарскому франку. В этих условиях поддержание заданного порога становилось для НБШ слишком накладным и теряло смысл.

Продолжение прежнего курса уже начинало негативно сказываться на экономике Швейцарии, в частности, на важной для нее строительной отрасли. Увеличение денежной массы для удержания курсового паритета с евро оборачивалось давлением на ипотеки (они раньше выдавались под очень низкий процент для стимулирования строительства) и перегревало внутренний рынок жилья. Разрыв между ипотечными ставками и реальными ценами на жилье подрывал банковскую систему страны.

Угроза начала ЕЦБ политики количественного смягчения подтолкнула бы Швейцарию к расширению эмиссии и загоняла бы ситуацию в тупик. Отказ от поддержания курсового паритета франк-евро разорвал этот порочный круг. Одновременно введение отрицательных банковских учетных ставок на депозиты призвано сдержать скупку швейцарских франков инвесторами и не допустить его излишнего подорожания в среднесрочном плане.

Шаг НБШ обернулся взлетом курса швейцарской валюты (на 30% по отношению к евро!), потерями на бирже в Цюрихе, осложнением экспортных возможностей компаний страны.

Решение швейцарского финансового регулятора выходит за рамки национальной экономики. Оно отражает сложности, с которыми сталкиваются центральные банки ведущих финансовых держав в попытке сдержать волатильность рынка в рамках разумного ради стимулирования экономического развития. Вместе с тем, эти маневры отражают стремление ограничиться действиями в чисто финансовой сфере, не занимаясь назревшими и болезненными реальными реформами в глобальной экономике. Так, стабилизированный курс швейцарского франка лишает еврозону одного из предсказуемых островков валютной стабильности.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(96), 2015