Главная > Дневник событий > В фокусе > Реформы реформам рознь

Реформы реформам рознь

france-budget
image_pdfimage_print

Париж не приемлет режима «жёсткой экономии»

Франция вступила в 2015-й год с государственным бюджетом, претерпевшим небывалые за последние десятилетия сокращения. В соответствии с предначертаниями «Пакта ответственности», провозглашенного президентом-социалистом Франсуа Оллландом, госрасходы должны быть урезаны на 21 миллиард евро. Всего глава Пятой республики обещал Брюсселю пустить под нож 50 миллиардов за три года.

Правительству с трудом удалось протолкнуть через парламент проект безжалостно кастрированного бюджета страны. В его поддержку выступили 266 депутатов, против высказались 247, а 56 воздержались. И что не менее показательно: двое «мятежных» парламентариев-социалистов проголосовали против, и еще 37 представителей правящей партии воздержались. Оппозиция определила сильно усохший бюджет как «подтверждение провала нынешней экономической политики Франции».

Возмущены не только оппозиционные силы: 9,6 миллиарда евро изъяты из расходов на социальные нужды. Единственным ведомством, бюджет которого возрос, стало министерство образования – оно сможет увеличить число преподавателей более чем на 10 тысяч человек. А пострадало сильнее всех министерство обороны, которое в нынешнем году не досчитается 7,5 тысячи солдат и офицеров, причём, несмотря на то, что Франция участвует сразу в трёх вооружённых конфликтах – в Мали, Центрально-Африканской Республике и Ираке.

Впрочем, даже столь впечатляющее урезание бюджета не позволит Парижу выполнить своё обещание Европейской Комиссии – сократить в нынешнем году дефицит до 3% внутреннего валового продукта (ВВП), поскольку этот показатель достигнет 4,1- 4,3%.

Бюджет предусматривает значительные фискальные льготы и уменьшение налогов для предприятий и физических лиц с низким уровнем доходов. В конце 2014 года министр экономики Эмманюэль Макрон завершил разработку законопроекта, предусматривающего либерализацию ряда отраслей и внедрение в них конкуренции, ликвидацию преград на пути создания новых компаний общественного транспорта, ограничение суммой в 450 тысяч евро в год жалованья управляющих в корпорациях с государственным участием и отмену менеджерам баснословных «золотых парашютов».

Таким образом, в попытке преодолеть затянувшийся финансовый кризис французское правительство идёт собственным путём, фактически отказываясь от резкого затягивания поясов населению, как это было сделано по требованию Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ в Испании, Греции, Ирландии и Португалии. Ф.Олланд пока и слышать не хочет о глубокой реформе трудового законодательства, сокращении пенсий и всеобщем урезании заработной платы, на чём настаивает Брюссель.

В одном из недавних интервью президент пообещал французам сделать всё от него зависящее, чтобы «восстановить конкурентоспособность и рост экономики, резко сократить безработицу» и вывести Францию на первые роли в Европе и мире. Он заверил, что без решения проблемы занятости не выдвинет свою кандидатуру на второй президентский срок в 2017 году.

Тем временем, опросы общественного мнения показывают, что сейчас каждые семь избирателей из десяти хотели бы видеть на высшем государственном посту вместо него премьер-министра Франции Мануэля Вальса.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№1(95), 2015