Главная > Дневник событий > Персона > Баронесса Эштон в зоне турбулентности

Баронесса Эштон в зоне турбулентности

image_pdfimage_print

Внешняя политика ЕС стала объектом критики

Для Кэтрин Эштон наступили нелегкие времена. Как Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза, будучи заодно и зампредом Еврокомиссии, она подвергается все более массированной и бескомпромиссной критике, сообщает британская газета «Дейли телеграф». Не исключено, что она вскоре вернется домой и займет неотъемлемое место в Палате лордов – 2 августа 1999 года по представлению тогдашнего премьера Тони Блэра она стала пожизненным пэром и получила официальный титул баронессы Эштон Апхолландской.

Сегодня это возвращение стало более чем вероятно. Ряд стран-членов Евросоюза, причем из разряда старожилов, сколотили неформальный фронт сопротивления Кэтрин Эштон и, отточив формулировки, согласовали свои претензии. А их поднакопилось немало.

В распоряжении британской газеты попал секретный документ, подготовленный во властных структурах Австрии. В этой бумаге выражено неудовольствие тем обстоятельством, что ныне работающие в аппарате Эштон бывшие сотрудники Еврокомиссии консультируются со своими бывшими начальниками по поводу того, какие отчеты и доклады показывать представителям государств-членов ЕС, а какие нет.

В схожей памятной записке правительства Нидерландов, одобренной также руководством Бельгии, говорится о том, что трудно понять, кто за что отвечает в новом едином общеевропейском МИДе, особенно на ключевых направлениях. К трио упомянутых стран, сетующих на отсутствие руководящей и направляющей длани у Кэтрин Эштон, примыкают Люксембург, Франция и Великобритания. Вместе этот квинтет деликатно, но прямолинейно обвиняет главу европейской дипломатии в неумении оперативно реагировать на события в мире, к примеру, на «Арабскую весну».

После 18 месяцев на руководящей работе Кэтрин Эштон обзавелась не столько пылкими поклонниками, сколько желчными критиканами. «Мы стали свидетелями того, как накопились глупые ошибки и фрустрация, – заявил на условиях анонимности один высокопоставленный дипломат, процитированный британской газетой. – Она окружила себя поддакивающими сотрудниками и закрылась от всех словно в бункере вместо того, чтобы решать проблемы».

Суммируем претензии. Ряд государств огорчены, что леди Эштон забрала себе, по их мнению, слишком много полномочий и требует увеличить бюджет своего суперминистерства (136 зарубежных миссий и смета в 405 миллионов фунтов стерлингов) почти на 6%, в то время как почти все дипломатические ведомства в странах ЕС вводят режим жесткой экономии.

Новым моментом стало присоединение Британии к антиэштоновской лиге. С той разницей, что Дэвид Ливингтон, министр кабинета Дэвида Камерона по делам Европы, осуждает ее за попытку все охватить разом и всюду себя проявить, а континентальные европейцы, напротив, считают, что она недорабатывает. Один из дипломатов в Брюсселе утверждает, как пишет британская газета «Гардиан», что в третьих странах идет «война на истощение» между послами и главами миссий ЕС. Последние пытаются «узурпировать» право говорить от имени не только всего Евросоюза, но и каждой из 27 стран в отдельности.

С другой стороны, разноголосица явная. Так, Ален Жюппе, глава французской дипломатии, призывает Кэтрин Эштон «быстрее реагировать» на происходящее, не дожидаясь, когда все 27 стран выработают путем консенсуса общее мнение. А Микаэль Спинделеггер, вице-канцлер и министр иностранных дел Австрии, выражается предельно жестко: «Мы недовольны всем. Ничего исправно не функционирует». Вернувшись после визита в Ливию, леди Эштон в сердцах бросила: она-де «более популярна в Бенгази, чем в Британии».

Между тем «Гардиан» приводит в завершение своего материала имеющую широкое хождение в стане критиков Кэтрин Эштон гипотезу: правительство Камерона, никогда не числившееся в рядах горячих сторонников евроинтеграции, тихо радуется, что так медленно и сложно складывается единый внешнеполитический курс ЕС. Причину пробуксовки в Лондоне видят в фигуре баронессы Эштон, а потому не будут спешить найти ей замену.

Владимир МИХЕЕВ

№6(56), 2011