Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Британия пересчитывает доморощенных джихадистов

Британия пересчитывает доморощенных джихадистов

islam-gos
image_pdfimage_print

Степень мобилизации правоохранительных органов Франции после двойной вылазки религиозных экстремистов в первую декаду января (см. «Экстремисты раскачивают Францию. Кто на очереди?», №1(95), 2015) сопоставима не только с крайним гневом и возмущением граждан Пятой республики, исповедующих принципы «свободы, равенства и братства», но и со страхом их соседей через Ла-Манш. Они читают регулярные сообщения о не пересыхающем потоке их соотечественников (в основном, иммигрантов во втором или третьем поколении), отправляющихся воевать на стороне исламистских фанатиков на Ближний и Средний Восток.

Эти спорадические сводки пугают еще и тем, что подкреплены спекуляциями на тему возможного возвращения домой закалившихся в боях фанатиков (см. «Джихадисты готовы взрывать англосаксов», №7(89), 2014). Для удерживания страхов в пределах допустимого власти, похоже, не выпускают в публичную сферу всей имеющейся у них информации о реальных масштабах террористической угрозы. И правильно делают. Только джинна в бутылке долго не удержать, он вечно рвется наружу. Информационная пустота всегда имеет свойства заполняться домыслами.

Официальная статистика утверждает, что не более 500 держателей британских паспортов воюют на стороне группировки «Исламское государство» (ИГ). Такую цифру кабинет Дэвида Камерона озвучил еще в начале лета 2014 года. Позднее Халид Махмуд, депутат парламента от лейбористов, представляющий один из избирательных округов Бирмингема, подверг это сомнению. По его представлению, основанному на знании изнутри иммигрантских общин этого второго по величине английского города, истинное число завербованных ИГ местных экстремистов «в три-четыре раза больше». Лейборист Махмуд склонен считать, что цифра 2000 не будет сильным преувеличением.

В середине ноября пришло известие, что в боевых действиях на стороне ИГ участвовали и «геройски пали» двое британцев: 21-летний Абу Абдулла аль-Хабаши, наполовину эритреец, принявший ислам в возрасте 16 лет, и 20-летний Абу Дхарад, у которого один из родителей перебрался в Англию из Сомали. Оба Абу, по неподтвержденным данным, пробрались в Сирию в декабре 2013 году через Турцию (см. «Эрдоган попросил ЕС не «совать нос в его дела», №1(95), 2015). Предполагается, что они нашли свою смерть при штурме сирийского города Кобане, защищаемого курдами, как местными, так и их соплеменниками из Иракского Курдистана. Не исключено, что их накрыло во время авианалетов американских бомбардировщиков, атакующих с воздуха позиции исламистских военизированных отрядов.

На замену двум молодым фанатикам прибудут другие добровольцы из Британии, предупреждает депутат Махмуд. Случай с двумя Абу – не показательный. По сведениям парламентария, «за последние шесть месяцев многие боевики вернулись домой, и никто не подумал их арестовывать». По сообщению газеты «Дейли телеграф», не менее 250 джихадистов побывали на войне, которую ведет ИГ ради закрепления и расширения захваченных территорий (для реализации своего мега-проекта воссозданного Халифата), и затем возвратились в Британию. Из них было арестовано не более 30.

В социальных сетях можно найти подтверждение словам парламентария. В Твиттере 11 ноября прошлого года появилась запись некоего джихадиста, назвавшегося явно вымышленным имением Ка-ка аль-Британи: «Мы собрались с 20 британскими братьями. Аллах послал нам новых (бойцов) на замену тем, кто стали мучениками». Харун Хан, заместитель генерального секретаря Совета мусульман Британии, недоумевает: «Я не понимаю, почему пограничная служба не производит аресты».

Власти отбиваются от упреков. Джеймс Броукеншир, министр по делам иммиграции и безопасности, говорит: «Разведывательные службы и полиция занимаются выявлением и устранением потенциальных угроз. Это касается также проведения собеседований с теми лицами, пересекающими наши границы, которые могут быть изобличены в заказе, подготовке или провоцировании актов терроризма. В определенных случаях это влечет за собой признание недействительными или конфискацию паспортов тех граждан Соединенного Королевства, которые подозреваются в намерении отправиться в Сирию или Ирак».

Одновременно власти Британии планируют ужесточить контроль за телекоммуникационной сферой. В проекте закона по контр-терроризму (см. «Сподобится ли Тереза Мэй стать новой Маргарет Тэтчер», №1(95), 2015). предусмотрено обязать интернет-компании предоставлять свои базы данных по частной переписке, чтобы заблаговременно выявить организаторов диверсий.

Тем не менее, как подчеркивает «Дейли телеграф», до сих пор правительство Камерона не назвало конкретного количества арестованных граждан, подозреваемых в пособничестве или участии в террористической деятельности на территории Сирии. А государственная граница, по выражению газеты, «остается пугающе дырявой».

Владимир МИХЕЕВ

№1(95), 2015