«Папа Тайип»,

image_pdfimage_print

или Штрихи к портрету второго отца турецкой нации

Тайип Реджеп Эрдоган после триумфа его Партии справедливости и развития (ПСР) и его лично на парламентских выборах 12 июня заслуживает еще более пристального внимания (см. «По третьему кругу»). Была рубрика в советской газете «Правда» – «Портрет на фоне новостей», как признание роли личности в истории и значения субъективного фактора в политике. Итак, кто же этот человек, проклинаемый теряющими свои привилегии генералами и называемый пылкими поклонниками не иначе, как «Папа Тайип»?

Полемика на форуме сайта английской газеты «Обсервер» служит наглядной иллюстрацией того, насколько неистово и ретиво готовы ломать копья и скрещивать шпаги сторонники и противники Эрдогана. Одно это обстоятельство в паре с непреложным фактом – именно при нынешнем премьере страна переживает период неуклонного подъема, не омраченного ни государственными заговорами, ни кризисным застоем, ни падением нравов – заставляет разобрать феномен Эрдогана.

Познакомимся с пестрой палитрой мнений на форуме. Так, подписавшийся ником Эпигони утверждает, что «сам Эрдоган всегда будет противоречивой и разъединяющей фигурой. У нас всегда есть основания опасаться тех, кто превращает религию в политику, а политику в культ».

Другой участник этой заочной дискуссии, назвавшийся «хорсмит» (лошадиное мясо), напоминает, что с 1960 года в стране случилось четыре военных переворота, то есть один раз в десять лет, и резюмирует: «Мы знаем, что у военных нет никаких проблем с тем, чтобы отстранить от власти демократически избранные правительства». По мнению «хорсмита», военные «под личиной защитников светских основ за эти десятилетия обогатились и забрали себе чрезмерные полномочия».

Некий «цимбон» клеймит Эрдогана «исламофашистом», обвиняя его в том, что он ликвидировал независимое судопроизводство, засадил в тюрьмы политических оппонентов, установил диктатуру. Другой, скрывающийся под ником «руфкэт» (кот на крыше), тычет пальцем в то, что премьер использует теперь под свой офис стамбульский дворец Долмабахче, пышную а-ля Версаль резиденцию султанов, следовательно, – «забудьте разговоры о сильном президенте, нет, он хочет быть правителем».

Из противоположного лагеря, из стана симпатизантов Эрдогана доносится в ответ реплика некоего «Мерт80», что «исламизация Турции - это миф. Верующие всегда составляли в стране большинство, но они жили в сельской местности и не имели никакой власти. Сейчас они обитают в городах, они стали зажиточнее и превратились в политическую силу. Я вижу не исламизацию, а модернизацию. Много девушек, которые в отличие от своих матерей не носят платка (как символа веры)».

Самым верноподданническим панегириком Эрдогану был страстный пост человека, назвавшегося «Философилом», который начинался задиристо: «Правда в том, что: ни один другой лидер (помимо Эрдогана) со времен Ататюрка не внес такой вклад в восстановление национальной гордости турок и не добился этого так с такой быстротой и эффективностью… Турция поднялась с 26 на 17 место в мире по объему своей экономики менее чем за десять лет… под властью военных в турецком обществе воцарилось беззаконие, коррупция и деградация… Впервые за 50 лет своей жизни мне не стыдно, что я турок. Потому что мой премьер-министр – Эрдоган».

В противовес можно привести суждение «МЯкута», утверждающего, что Турция в 1980-е годы занимала 14-е место по экономическому потенциалу, а сейчас при ПСР и Эрдогане скатилась на 17-е. Что при этой власти ежегодный дефицит торговли составляет 70 миллиардов долларов. Что безработица достигает 25%. Что накоплен гигантский внешний долг в размере 500 миллиардов долларов…

Нет нужды и дальше выдергивать с форума примеры хулы и похвалы в адрес лидера нации, все чаще сравниваемого с отцом-основателем Турецкой республики Кемалем Мустафой Ататюрком. Приведенные полярные суждения, как самих турок, так и иностранцев – сторонних наблюдателей, убедительно свидетельствуют о следующем. Во-первых, о вязкой противоречивости самой фигуры Эрдогана, второго по счету отца нации, как полагают его адепты, и проводимой им политики. Во-вторых, о подчас нервной реакции в мире на происходящие перемены, в частности, на поступательный подъем (экономический, социальный и геополитический) бывшего «больного человека Европы», как уничижительно именовал Турцию в эпоху яростной вражды русский император Николай Первый.

Сегодня, почти девять лет спустя воцарения во власти сам Эрдоган, по опросам общественного мнения, – важнейший фактор, обуславливающий популярность ПСР. Больше половины избирателей голосуют не столько за партию, сколько за ее харизматичного сильного лидера.

Эрдоган – крупная личность, длительное время остающаяся на авансцене большой политики, что почти неизбежно в обществе, помнящем об османских традициях чинопочитания и более позднем культе личности Ататюрка, ведёт к персонификации всех происходящих в стране процессов, а также побед и поражений. По этой причине каждое слово, особенно неосторожное, или поступок, тем более не обдуманный, отражаются на рейтинге премьера и его партии как колебания цен нефтяных фьючерсов.

Снова зададимся вопросом, кто вы, «Реджеп-бей» и «Папа Тайип»? Здесь нельзя обойтись без реперных точек в биографии. Родился 26 февраля 1954 года в квартале Касымпаша стамбульского района Бейоглу в семье работника береговой охраны на черноморском побережье. Мелькало ничем не подтвержденное высказывание Эрдогана, будто бы его семья – выходцы из Аджарии. Так или не так – неведомо, вот только президент Грузии наградил его в 2010 году Орденом Золотого руна (?).

Детство «папы Тайипа» было почти босоногое – словно петровский фаворит Меньшиков, он торговал булочками и лимонадом не в самых благополучных районах Стамбула, так что знакомство с городским дном – этой сумеречной зоной – не могло не повлиять на его мировоззрение.

Следующими «университетами» жизни стали для Эрдогана религиозный лицей имамов-хатыбов и молодёжная ячейка Партии национального спасения в Бейоглу, которую он возглавил в 1976 году, а следом стал во главе всего молодёжного отделения партии в Стамбуле. В 1981 году Эрдоган окончил факультет экономики и коммерческих наук Университета Мармара.

В этот период становления характера и судьбы случился символический эпизод: после военного переворота 12 сентября 1980 года его непосредственный начальник в городском совете транспорта, будучи полковником в отставке, приказал молодому Реджепу сбрить усы. Гордый юноша не потерпел помыкания собой и отказался. Тогда его уволили.

Дальше события развивались с калейдоскопической быстротой. 1984 год – становится председателем отделения исламистской Партии благоденствия в Бейоглу. 1985 год – председатель стамбульского отделения партии, кооптирован в состав высшего руководящего совета партии. Как отмечают его биографы, в ту пору политические взгляды Эрдогана формировались под влиянием основателя «политического ислама» Неджметтина Эрбакана, за что на нем до сих пор навешан ярлык исламиста, пусть и умеренного.

1994 год – избран мэром Стамбула. 1997 год – военный переворот; Партия благоденствия запрещена; Эрдоган за пропаганду взглядов, разжигающих национальную рознь, осуждён на 4 месяца тюремного заключения. Затем приходит черёд перейти Рубикон: в июле 2001 года Эрдоган учреждает Партию справедливости и развития, которая неожиданно для очень многих одерживает верх на парламентских выборах в ноябре 2002 года.

Годы «хождения во власть» и нахождения у власти отмечены целым рядом прагматичных шагов, позволяющих утверждать, что Эрдоган правит железной рукой в бархатной перчатке, за что был удостоен одним местным обозревателем титула «турецкого Путина». В чем это выражается?

С одной стороны, тройка самых цитируемых политиков (Эрдоган-Гюль-Давутоглу) не перестает заверять, что ключевое направление и мотивы проведения внутренних реформ – европеизация Турции с целью ее дальнейшего вступления в составе Евросоюза. С другой стороны, курс «Ноль проблем с соседями» отдает приоритет нормализации отношений со всем ближним зарубежьем, от Сирии до Армении, сопровождающейся выстраиванием интеграционных схем на всем пространстве бывшей османской империи. Одновременно Турция позиционирует себя как «честного посредника» в спорах, что уже проявилось в замирении палестинских группировок ФАТХ и ХАМАС.

Многовекторная дипломатия повышает статус Турции и подкрепляет ее возросшие претензии на роль регионального лидера, но такая смена «иерархии поклева» в курятнике тревожит ряд соседей (Израиль, Ирак, Саудовская Аравия) и международных игроков (США, Великобритания). Тем более что правительство Эрдогана не стесняется демонстрировать силу, в том числе и военную, что проявилось в решении ввести войска на север Ирака, где проживают курдские повстанцы. При этом Эрдоган регулярно помахивает оливковой ветвью, и в этом он искренен.

Действительно, Эрдоган попытался наладить прямой диалог с курдскими радикалами, чтобы прекратить длящуюся более 30 лет вялотекущую террористическую войну на юге-востоке страны, но не преуспел и вернулся к силовой тактике. Прежде ПСР отметала обвинения в нерешенности «курдского вопроса» на том основании, что, мол, такого вопроса не существует в природе. Сегодня Эрдоган в открытую признает «курдскую проблему». Параллельно он ведет политику позитивного вовлечения этого этноса. Это факт: 30% депутатов ПСР в парламенте – курды. Как отмечает замдекана Факультета востоковедения Ереванского государственного университета, тюрколог Рубен Мелконян, премьер «таким образом пытается представить свою силу как общетурецкую, которая выражает интересы не узкого круга людей, а всего общества, в том числе и курдов».

Примечательный штрих в доказательство заявки на лидерство уже в глобальном масштабе: в 2005 году Эрдоган поддержал Альянс цивилизаций – инициативу премьера Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, призванную сгладить разлад между западным и исламским мирами.

Внутри страны Эрдоган проводит политику умеренной исламизации, не уставая подчеркивать, что не собирается поступаться светскими основами и подвергать ревизии кемалистские ценности. Блистательно, иначе не скажешь, выстроены аргументы в пользу ограничения влияния военных на политику. В традиционном представлении армия в Турции – хранительница заветов Ататюрка, то есть светского характера государства. Эрдоган и его соратники представили свою борьбу за выдавливание замкнутой военной касты из политики как внедрение западных стандартов демократии и как часть евроинтеграционного процесса. Спорить с таким доводом сложно.

Никакой ползучей исламизации не происходит, отметает подобные наветы Эрдоган. Да, с одной стороны хиджаб торжествует – мусульманки получили право этим одеянием демонстрировать свои религиозные убеждения в публичных местах. Но при этом в преддверии выборов в Турции была учреждена первая в своем роде Партия женщин, выступающая за гендерное равенство. Нет, это вовсе не секта феминисток, а объединение женщин, сознательно идущих в политику для отстаивания своих специфических прав и свобод. Нужно признать: это знаковое явление также является плотью от плоти эрдогановской, как ее называют, «молчаливой революции».

Известный египетский журналист Фехми Хувейди, выступая на 10-м Арабском медиа-форуме, в котором участвовали свыше 150 представителей СМИ из 40 стран, подвел черту: «Премьер-министр Эрдоган «из больного человека» Европы сделал Турцию здоровой страной мира».

Сегодня повзрослевший бунтарь, отказавшийся сбрить усы по указанию экс-полковника, выученик вождя исламистов Эрбакана, демонстрирует все инстинкты и навыки грамотного менеджера и политика. «Папа Тайип» вышел на третий срок своего премьерства окрепшим. Ему вручен мандат на продолжение начатого, поскольку среди поддержавших его своим голосом граждан есть немало тех, кто вслед за блоггером под ником «Философил» может сказать: «Впервые за 50 лет своей жизни мне не стыдно, что я турок».

Владимир МИХЕЕВ

№6(56), 2011

№6(56), 2011