Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Сесилия Мальмстрём: заботы куратора внутренней политики

Сесилия Мальмстрём: заботы куратора внутренней политики

image_pdfimage_print

Австрийская газета «Прессе» опубликовала интервью с Сесилией Мальмстрём, членом Европейской Комиссии, куратором внутренней политики Союза. Тема – актуальнее некуда: опасения относительно будущего Шенгенского соглашения и перспективы введения единых иммиграционных правил.

Могла ли госпожа Мальмстрём, вступая на свой пост в начале 2010 года, вообразить, что критике будет повергнута сама возможность свободы перемещения в шенгенском пространстве, и раздадутся призывы к введению пограничного контроля?

Я знала, что моя работа будет сложной, ведь она включает в себя всю миграционную и пограничную тематику, а также – борьбу с преступностью, рассказывает она. «Но я не ожидала, что под вопрос будет поставлено само Шенгенское соглашение. Я думала, мы все согласились с тем, что оно является одним из самых лучших и ощутимых достижений Европейского Союза. А получилось вон что… И, честно говоря, я очень огорчена, что ответом Европы на революции в Северной Африке, которые мы поддерживаем (и война в Ливии – одна из них), будет закрытие границ», – считает С.Мальмстрём.

Шенгенское соглашение может успешно функционировать только тогда, когда страны ЕС будут доверять друг другу, уверена она. Но при этом нужно обеспечить контроль на внешних границах. Она напомнила, что Европейская Комиссия еще в ноябре прошлого года предлагала внедрить систему, которая помогла бы лучше охранять внешние границы. Вместо этого сейчас отдельные страны начинают вводить контроль на внутренних границах ЕС…

Позиции министров внутренних дел некоторых стран Союза таковы: пограничный контроль – исключительная прерогатива национальных государств, а потому – руки прочь. Но если мы хотим изменить существующие законы, надо сначала прийти к согласию, считает С.Мальмстрём. А пока складывается ситуация, при которой никто в Брюсселе не имеет права решающего голоса по вопросам функционирования Шенгенского пространства. Вот и выходит, что действуют каждый по своему, кто во что горазд.

С.Мальмстрём напомнила, что в декабре 2009 года национальные правительства взяли на себя обязательство к 2012 году разработать положения единого иммиграционного права, чтобы в результате подход к желающим получить убежище в странах Европейского Союза был единым. «Мы делаем это не потому, что это хорошо. В некоторых странах Северной Европы вероятность получения убежища составляет 75%, в иных же странах Южной Европы – всего 0,1%. Это приводит к злоупотреблениям и стоит очень дорого. Вот почему было бы разумно создать единую систему, как политическую, так и экономическую. К примеру, Австрия относится к числу тех десяти стран, которые все вместе принимают 90% беженцев. И это значит, что 17 оставшихся государств могли бы принимать больше ищущих убежища», – считает она.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№6(56), 2011