Главная > Дневник событий > Полемика & Скандалы > Из Парижа – в португальскую тюрьму

Из Парижа – в португальскую тюрьму

Portugal-Socratesh
image_pdfimage_print

Угодил бывший глава правительства

Горькая ирония судьбы: бывший премьер-министр Португалии Жозе Сократеш, по распоряжению правительства которого была капитально отремонтирована тюрьма в старинном городке Эворе, оказался в её камере по подозрению в пассивной коррупции, уклонении от налогов и «отмывании» денег. Исправительное заведение предназначено для проштрафившихся политических деятелей, судей, полицейских и других лиц, содержание которых нуждается в особой охране. Тюрьма рассчитана на 45 человек; Ж.Сократеш стал заключённым номер 44.

Арест и предварительное заключение экс-главы правительства стали первым подобным случаем в демократической истории Португалии, то есть, с апреля 1974 года, когда в результате «революция гвоздик» был свергнут диктаторский режим Салазара-Каэтану. Согласно португальскому закону, генеральная прокуратура обязана предъявить официальное обвинение в течение четырёх месяцев, а по истечении этого срока подозреваемый должен быть выпущен на свободу.

Бывшего премьера и прежнего лидера ныне оппозиционной социалистической партии задержали в конце ноября прямо в столичном аэропорту по прибытии из Парижа, где он проживал с 2011 года, после ухода в отставку. Одновременно были арестованы его давний друг, крупный предприниматель Карлуш Сантуш Силва и личный водитель Жоан Перна, которых на период следствия поместили в камеры лиссабонской тюрьмы.

Подозрения, приведшие к громким арестам, были вызваны прослушиванием телефона шофера, регулярно доставлявшего во Францию значительные суммы денег наличными. Чётко сработали правоохранительные органы двух стран.

В Париже, где Ж.Сократеш находился на учёбе – усваивал премудрости политической философии – он вёл роскошный образ жизни, и даже приобрёл квартиру за 2,8 миллиона евро, с видом на Эйфелеву башню. Более года экс-премьер сторонился португальской политики, но потом стал еженедельно комментировать её события на государственном телеканале РТП. В первой же передаче ему был задан вопрос о шикарной жизни во французской столице, на который он спокойно ответил, что у него нет ни оффшорных счетов, ни акций каких-либо компаний. Впрочем, именно один из банков Португалии, в котором давно был открыт счёт Ж.Сократеша, сообщил следственным органам о «подозрительном движении крупных средств». Против бывшего лидера соцпартии сыграла и информация о переводе ему 20 миллионов евро неясного происхождения из швейцарского банка в Португалию. Кроме того, лиссабонская пресса утверждает, что, хотя Ж.Сократеш официально числился в последнее время консультантом по странам Латинской Америки фармацевтической компании «Октофарма» с заработной платой 12 тысяч евро в месяц, в действительности эти деньги поступали с оффшорного счёта, принадлежащего задержанному другу-бизнесмену Карлушу Сантушу Силве. Любопытный факт: покинув правительство, бывший премьер-министр опубликовал книгу тиражом 20 тысяч экземпляров, наибольшую часть которых приобрёл всё тот же предприниматель (не напоминает ли этот эпизод нашумевшее в России в 1990-е годы «Дело писателей»?).

Кстати, имя и этого персонажа, и Ж.Сократеша упоминалось в прежние годы по поводу мелких коррупционных скандалов, но до предъявления обвинений дело ни разу не доходило. Как и подозрение Ж.Сократеша, в то время министра, в незаконном получении диплома инженера: дата его защиты была проставлена в воскресный день, а из пяти членов комиссии четырежды поставил свою фамилию всего один профессор…

Политические последствия ареста Ж.Сократеша для оппозиционных сил Португалии пока трудно предсказать. Сильнее всех может пострадать мэр Лиссабона, друг задержанного Антониу Кошта, который на парламентских выборах 2015 года будет главным кандидатом от социалистической партии.

В защиту подозреваемого немедленно выступил основатель соцпартии, бывший премьер и президент республики Мариу Соареш. Он заявил, что преждевременные публичные обвинения Ж.Сократеша в конкретных нарушениях являются нарушением закона, поскольку они прозвучали до вынесения приговора. «Всё это направленно на раздувание шумихи в средствах массовой информации», подчеркнул патриарх португальской политики.

Александр СОКОЛОВ

№12(94), 2014