Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Эффективные способы защиты интересов российского бизнеса в условиях присоединения России к ВТО

Эффективные способы защиты интересов российского бизнеса в условиях присоединения России к ВТО

WTO
image_pdfimage_print

Два года назад Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Безусловно, это событие породило множество слухов, мнений о том, что же это принесет России, какие последствия будет иметь этот факт для относительно молодого российского рынка.

Тем не менее, поскольку это уже свершившийся факт, российскому бизнесу нужно приспосабливаться к новым реалиям. Чтобы извлечь максимальную выгоду и суметь себя защитить, бизнесу необходимо как можно быстрей разобраться и понять суть хотя бы основных соглашений ВТО (общий объем всех соглашений насчитывает около сорока тысяч страниц машинописного текста).

Сегодня мы расскажем об одном из самых важных аспектов в соглашениях – о системе урегулирования споров в рамках системы ВТО.

Разрешение споров в рамках системы ВТО это уникальный механизм, созданный для принуждения членов ВТО к исполнению принятых на себя обязательств. Рекомендации, выдаваемые органом по разрешению споров, формально не являются обязательными к исполнению, но тем не менее, созданная система предусматривает возможность применения определенных санкций против члена ВТО, не исполняющего предписания. Применяемые санкции могут быть выражены в виде ответных торговых мер со стороны стран-истцов.

Механизм ВТО по урегулированию споров был создан в 1995 году, и с момента его создания, странами – участницами ВТО было инициировано порядка 400 разбирательств. Из них примерно половина споров были урегулированы в ходе предварительных переговоров и консультаций между членами ВТО. Наибольшее количество споров было инициировано США (99), странами ЕС (81), Канадой (33), Бразилией (24). В свою очередь, чаще всего ответчиками по спорам являлись США (107), страны ЕС (66), Индия (20), Китай (17). Таким образом, на долю развивающихся стран приходится примерно 45 процентов споров, по которым они выступают истцами, и 42 процента дел, инициированных против них.

Очевидно, что члены ВТО рассматривают существующий механизм разрешения возникших споров в качестве эффективного инструмента борьбы с протекционизмом и дискриминацией в торговле. Причем, механизм является в равной степени доступным для всех стран-участниц, как для развитых, так и для развивающихся.

Предметом споров является самый разнообразный круг вопросов, начиная от протекционистских импортных ограничений и противоправного применения защитных мер в торговле до борьбы за рынки природных ресурсов (например, спор США и ЕС против Китая в связи с китайскими ограничениями на экспорт редкоземельных металлов) и высокотехнологичной продукции (споры США и ЕС в отношении субсидирования производственной деятельности компаний «Боинг» и «Аэробус»).

Исполнение решений органа по разрешению споров обеспечивается существующей системой мониторинга исполнения решений, а также, как указано выше, возможности применения ответных санкций экономического характера.

Другим не менее эффективным способом защиты, к которому может прибегнуть российский бизнес, это инициирование антидемпингового расследования, по результатам которого возможно введение антидемпинговых мер.

Кто и как инициирует антидемпинговые процедуры?

В Соглашении VI ГАТТ, т.н. Антидемпинговом кодексе предусмотрен порядок возбуждения антидемпингового расследования, которое может быть инициировано двумя путями: либо по письменному заявлению, поданному «отечественной отраслью или от ее имени» (ст. 5 АК), в этом случае уместно говорить об ассоциациях отраслевых предприятий, профсоюзов и т.п. Тогда заявление должно поддерживаться отечественными производителями, чья совокупная продукция составляет более 50 процентов всего объема производства аналогичного товара, либо инициатором решения о расследовании может выступить соответствующий компетентный орган государства. В России таким органом является Министерство экономического развития и торговли РФ.

Каких-то специальных требований к форме заявления в Антидемпинговом кодексе нет, кроме требования простой письменной формы. Международная практика исходит из того, что заявление и порядок его оформления определяются сложившимися в соответствующей стране традициями подачи официальных (публичных) документов.

В то же время имеется ряд требований к содержательной стороне заявления. Оно в обязательном порядке должно содержать доказательства демпинга, ущерба от демпинга и причинно-следственной связи между демпингом и ущербом (ст. 5.2. АК). Простого утверждения о демпинге, не подкрепленного доказательствами, недостаточно.

По результатам расследования министерство представляет в Правительство России предложения (в форме доклада) о применении антидемпинговых мер, который рассматривается в Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Комиссия выносит окончательное заключение. На основе этого заключения готовится предложение (проект решения Правительства) о введении антидемпинговых мер. В результате расследования, таким образом, должно быть решено: применять или не применять антидемпинговые меры. Если все же остаются разногласия по итогам окончательного решения в антидемпинговом расследовании и/или по итогам административного пересмотра, возможны судебные процедуры обжалования принятых решений и действий. Порядок проведения такого обжалования в полной мере оставлен на усмотрение национального законодателя (ст. 13 АК). Однако, компетенция органа по разрешению споров в рамках ВТО распространяется и на антидемпинговые процессы. На уровне данного механизма в споре задействованы уже сами государства, представляющие, помимо собственных интересов, интересы своих предприятий – производителей/экспортеров и импортеров.

Антидемпинговый кодекс обязывает государства благожелательно рассматривать представления других государств по поводу антидемпингового процесса и предписывает проведение консультаций. Если же на консультациях не удается достичь взаимоприемлемого решения, спор передается на рассмотрение Органа по разрешению споров.

Орган по разрешению споров создает специальную третейскую группу. Третейская группа должна определить, правильно ли были установлены факты в ходе антидемпингового процесса и была ли оценка этих фактов «беспристрастной и объективной».

Одной из особенностей механизма рассмотрения споров в рамках ВТО состоит в том, что непосредственно заинтересованные лица (предприятия) в деле не участвуют. Они могут подключаться к разбирательству посредством представления необходимых документов, организации экспертиз и т.п. Процедура рассмотрения спора в третейской группе сводится к изучению фактов (доказательств), изложенных в письменном виде, и проверке этих фактов; проводятся встречи-слушания с участием спорящих сторон – представителей государств. Третейская группа вправе запрашивать информацию и у третьих лиц; использовать конфиденциальную информацию.

Постепенно выявляются обстоятельства, имеющие значение для дела, предмета спора и его разрешения, на основе которых третейская группа готовит и направляет сторонам спора предварительный доклад. Если замечаний по нему нет, он рассматривается как окончательный, если замечания есть – они учитываются.

Принимается решение по спору Органом по разрешению споров, как правило, на «основе негативного консенсуса», т.е. при отсутствии возражений хотя бы с одной стороны. Другими словами, решение принимается автоматически, если нет оппозиции; никто не против (в отличие от «позитивного консенсуса», когда решения принимаются, если все – «за»).

Второй инстанцией в механизме разрешения споров в ВТО является Апелляционный орган. Он разбирает жалобы по делам, рассмотренным третейскими группами.

Для каждого из этапов процесса рассмотрения споров в рамках ВТО характерны свои сроки и достаточно детализированная регламентация.

Кроме того, в рамках ВТО учрежден и действует специализированный Комитет по антидемпинговой практике. В его функции входит получение всей информации об антидемпинговых мерах, применяемых участниками ВТО. Комитет консультирует стороны, составляет отчеты, обобщает практику, готовит предложения к раундам многосторонних торговых переговоров по унификации антидемпинговых правил, контролирует соблюдение участниками ВТО статьи VI ГАТТ и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ.

Дважды в год участники ВТО обязаны предоставлять в Комитет отчеты об антидемпинговых мерах в отношении товаров из любых стран, в том числе не являющихся участницами ВТО.

По мнению экспертов Бельгийско-Люксембургской Торговой Палаты, российскому предпринимателю необходимо знать, что существуют эффективные способы защиты своих прав и интересов в условиях ВТО и понимать, каким образом нужно действовать, чтобы защита была максимально эффективной.

Тем не менее, став полноправным членом ВТО, Россия получила реальную возможность занять место среди стран-экспортеров, экспортируя не только ресурсы, но и другие виды товаров.

Так, представляется, что реальной возможностью выхода на европейские, да и на международные рынки для российских предпринимателей является создание совместных предприятий на территории России и европейских стран. Причем, важно знать, что совместная деятельность может быть организована в различных формах, так, например, в странах Европы, в частности в Бельгии и Люксембурге, могут быть организованы научно-исследовательский и маркетинговый офисы компании (т.к. существуют государственные программы поддержки исследовательской деятельности), а в России – производственный. В результате совместной деятельности, российская компания получает доступ к технологиям и ноу-хау, возможность использовать европейский бренд и каналы сбыта продукции, а европейские компании – сохранение своего места на рынке и необходимые финансовые ресурсы.

Особенно привлекательным описанный механизм представляется сейчас, когда сложная геополитическая ситуация все больше оказывает влияние на экономику, и бизнес становится зависимым от политических решений.

Олег ПРОЗОРОВ,
Глава Московского офиса
Бельгийско-Люксембургской торговой палаты

№12(94), 2014