Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Лорд своей смекалкой горд

Лорд своей смекалкой горд

lord-h
image_pdfimage_print

Едва ли сыщется другой столь же колоритный родовитый себялюбец, жуир, транжир, бонвиван и нахлебник, как лорд Хэннигфилд. Наши пути не пересекались, но бьюсь об заклад, что в общении лорд (пожизненным пэром он стал 31 июля 1998 года) – сущий душка. Добродушный флегма, невосприимчивый ни к ласке, ни к таске. Иначе бы он не смог, ничтоже сумнящеся, повторно начать жульничать, чтобы выкачивать из казны верхней палаты не причитающиеся ему вознаграждения.

Первый раз лорд Хэннигфилд попался в 2011 году, когда на основании липовых платежных документов за расходы, якобы оправданные служебной необходимостью, хотел стребовать себе компенсацию в размере 14 тысяч фунтов. Не прокатило. Лорда вывели на чистую воду: гостиничные счета были выписаны на тот день, когда он находился в самолете на пути в Индию. Не имел он никакого отношения и к предъявленным билетам на поезд, да и расход бензина его личного автомобиля никак не мог быть связан с разъездами по парламентской надобности. Закон один для всех (я говорю: браво!) – лорда приговорили к 9 месяцам тюремного заключения. Видимо, он постарался стать образцово-показательным зэком, и потому за примерное поведение был отпущен на свободу уже через 9 недель.

Урок явно пошел не впрок. Только что лорда Хэннигфилда уличили в отлынивании от своих прямых обязанностей и делании денег из воздуха. Членам палаты лордов жалование не выплачивается. Зато им выдается на руки то, что как-то стыдливо именуют «пособием» (“allowance”) за участие в пленарных заседаниях. Сумма – приличная по любым меркам: по 300 фунтов за каждый присутственный день.

Дотошные журналисты из газеты «Дейли мейл», должно быть, проследили за лордом Хэннигфилдом и установили его поразительное постоянство: в июле он 19 раз посещал Вестминстерский дворец, и при этом в 11 случаях он проводил в его стенах менее 40 минут. Установлено, что за эти 19 «заходов» лорд ни разу не заседал в профильных комитетах, где реально идет работа, и ни разу не брал слово на пленарных заседаниях. Самое краткое посещение длилось всего 21 минут. Что не помешало ему без всякого стеснения выставить счет на 5700 фунтов за срединный летний месяц. Припертый к стене обвинением в получении незаслуженных денег, лорд по-простому объяснил, что ему надо платить счета за электричество и покупать еду.

Еще в начале года лорд Стил, один из столпов партии либеральных демократов, призвал пэров, манкирующих своим долгом, уйти на пенсию. Желающих не нашлось. Руководительница фракции лейбористов в верхней палате баронесса Роял предлагает сделать более строгим кодекс чести и применять его против нерадивых лордов, навлекающих на верхнюю палату гнев, насмешки и презрение рядовых избирателей.

Боюсь, весь перечисленный набор эмоций можно отнести ко всему парламенту. Тем более после того, как в середине декабря всплыла еще одна деталь о нравах вестминстерских сидельцев. На средства налогоплательщиков в «представительских целях» им закупают эксклюзивное шампанское. Всего на цели кейтеринга выделяется по 1,3 миллиона фунтов стерлингов ежегодно. Одно только шампанское обходится в 65 тысяч фунтов. По выражению автора газеты «Индепендент», что-либо дешевле слуги народа пить категорически отказываются.

Не мудрено, что на читательском форуме не было недостатка в сардоническом юморе. Некто под ником Squidapedoyt приплюсовал к этой нерождественской истории заявление баронессы Дженкин из стана тори, которая посоветовала бедным людям питаться овсяной кашей, потому как она такая вкусная и такая дешевая. И это говорится на фоне сообщений в прессе о случаях недоедания во многих уголках Англии, возмущается Squidapedoyt и добавляет: «У меня просто нет слов. Я мог бы начать с того, что это непристойно и развить эту тему, но это тот самый случай, когда красивый и богатый английский язык не сможет всего выразить».

Не менее решительно настроен некий reartik, считающий, пожалуй, не без основания, что если нельзя садиться нетрезвым за руль, то почему можно управлять государством в состоянии подпития. Он предлагает и вовсе запретить продавать алкоголь в стенах парламента для членов палаты общин и пэров, да еще проводить внезапные проверки на наличие хмельных фракций в крови, а попутно и наркотиков. А в качестве компенсации поставлять в Вестминстер лимонад по бросовым ценам – за счет субсидий от налогоплательщиков, но с низким содержанием сахара, чтобы у слуг народа не разрушались зубы и не развивались гастриты, иначе их придется лечить, опять же, за казенные средства.

Нет, нужно отдать должное островитянам: им юмор «строить и жить помогает», или, по меньшей мере, компенсировать на эмоциональном уровне издержки очень классового по своей сути британского общества. Ну, а что же лорд Хэннигфилд? Его бесхитростное оправдание своему мелкому мошенничеству, мол, надо «покупать еду», то есть, что с меня взять, убогого, таким вот уродился, подтверждает мою догадку: этот лорд своей смекалкой горд, он ни в чем не раскаивается, и нужно ожидать его новых проделок.

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№12(94), 2014