Главная > Дневник событий > Персона > Требуется: умение держаться в тени

Требуется: умение держаться в тени

dop1-kuklo_
image_pdfimage_print

Имя Жан-Клода Юнкера, недавно избранного председателя Европейской Комиссии, известно и в Брюсселе, и далеко за его пределами. Имя Мартина Зельмайра, руководителя его аппарата, знают только те, кто хорошо ориентируется в кулуарах исполнительного органа ЕС. Собственно, эта должность вовсе не предполагает медийной популярности, а, напротив, предусматривает умение держаться в тени своего шефа. А вот что касается реального влияния, то в этом с 43-летним юристом из Германии может потягаться далеко не каждый из матёрых чиновников, как и он, многие годы отдавших службе в брюссельском аппарате. Считаться правой рукой председателя – это, знаете ли, дорогого стоит.

Именно Зельмайру приписывают решающую роль в решении вопроса, кто какой пост получил в новом составе Комиссии. И это говорит о том, что звезда уроженца Бонна ещё не в зените: у него многое впереди. Но уже сейчас за ним укрепилась репутация сильного человека, мастерски действующего из-за кулис.

В Брюсселе он объявился в 2004 году и тогда же возглавил секретариат Вивиан Рединг – она, кстати, как и сам Юнкер, тоже из Люксембурга. Тогда к её ведению относились вопросы, связанные с информационными технологиями. С этой дамой он сработался так, что их взаимодействие называли симбиозом. Будучи её официальным представителем, он мастерски подавал начальницу средствам массовой информации, а значит – и всей европейской общественности. Такие заслуги, будьте уверены, не забываются.

После того, как ему удалось успешно продвинуть весьма популярное решение о регулировании взимания роуминговых платежей за телефонные звонки через Интернет, госпожа Рединг, как говорят, предоставила ему почти полную свободу рук при подготовке новых предложений – от её лица, разумеется. Идеальный вариант для тех, кто не гонится за излишней популярностью и до поры до времени умеет не вылезать «поперед батьки».

Наградой стала должность главы кабинета члена Европейской Комиссии, курирующего проблемы юстиции. Им, как вы уже догадались, стала Вивиан Рединг. Злые языки судачат, что расчистить своей начальнице дорогу к посту главы Европейской Комиссии Зельмайр так и не сумел, хотя и очень старался. Что ж, как поётся в одной песне, «ты извини, у любых волшебных сил имеется предел».

Зато сейчас у завистников есть отличная возможность оценить результаты работы Зельмайра на посту главы предвыборного штаба Юнкера. А также итоги набора кандидатов в новый состав Комиссии, который стремились собрать из заметно более весомых людей, чем те, кто входил в откровенно слабую команду «Баррозу-2».

Именно дуэт Юнкер-Зельмайр выстроил в новом составе Комиссии нынешнюю иерархию: семь вице-президентов будут выступать в роли координаторов текущей работы, играя роль своеобразного фильтра между главой Комиссии и остальными 20 её участниками. Помнится, с точки зрения теории управления и в самом деле эффективно руководить более чем шестью людьми невозможно. Юнкеру все же одного накинули, видимо в знак признания его особых возможностей. Окажется ли новая система лучше, а Европейская Комиссия сильнее прежней? Поглядим.

Но вот то, что ключевая позиция в этой системе достаётся главе кабинета председателя, то есть самому Мартину Зельмайру, видно уже сейчас. Он будет играть важнейшую роль в определении рабочего графика Юнкера, то бишь планировать и контролировать «доступ к телу», да и в определении политической линии его слово окажется далеко не последним.

Работоспособности этой структуры могут помешать хотя бы ущемлённые амбиции ветеранов Комиссии, к примеру – Гюнтера Эттингера, которому теперь придётся подчиняться куратору - заместителю председателя, а не председателю напрямую. Да и новички на брюссельском паркете тоже непременно попробуют пробить себе индивидуальные каналы доступа к председателю.

И, конечно, важнейший вопрос заключается в том, насколько живучим окажется сам дуэт Юнкер-Зельмайр. Знающие люди утверждают, что их характеры решительно не похожи друг на друга. Юнкер – политик старой выделки, а Зельмайр – современный честолюбивый медиа-профи. Однако тот же номер, что с госпожой Рединг, с Юнкером ему сыграть не удастся. Вообразить, что ветеран европейской политики позволит кому-то из аппарата подмять себя, не стоит даже в шутку. Жестокое разочарование гарантировано.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№11(93), 2014