Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Коррупция как нарушение прав человека

Коррупция как нарушение прав человека

corruption_
image_pdfimage_print

Инструменты и механизмы противодействия в рамках деятельности Совета Европы

Обычно коррупция ассоциируется с усугублением экономического положения государства, обострением социальных проблем, ростом неравенства и несправедливости в обществе, подрывом доверия населения к власти и ухудшением имиджа страны на мировой арене. При этом следует отметить, что совершенно игнорируется тот факт, что коррупция подрывает универсальные ценности – права человека.

Рассмотрим существующие инструменты и механизмы по противодействию коррупции в рамках Совета Европы, проанализировав влияние коррупции на ущемление прав человека.

Несмотря на то, что коррупция как явление существовала и до появления таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Совет Европы, отнюдь неудивительно, что борьба с коррупцией в 1945-1950 годы не занимала центрального положения в политике государств.

Как отмечено в преамбуле Устава ООН: «мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, …»*1. Данная формулировка объясняет то, почему в 1945 и 1949 годах были созданы такие организации, как ООН и Совет Европы.

Основной целью ООН (согласно статье 1 Устава) является п оддержание международного мира и безопасности, принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру; принятие мер для укрепления всеобщего мира; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.*2

Основополагающими ценностями Совета Европы являются: права человека, демократия и верховенство закона.

Официально, международное сообщество выразило свою озабоченность и готовность к борьбе с коррупцией лишь к концу 1990-х годов, приняв ряд инструментов на уровне ООН и Совета Европы.

Так, 27 января 1999 г. была принята Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию провозгласившая, что коррупция угрожает:

- верховенству закона;

- демократии;

- правам человека;

- подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости;

- препятствует конкуренции;

- затрудняет экономическое развитие;

- угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.*3

Уже в 2003 г. в Преамбуле Конвенции ООН против коррупции был сделан акцент на сферы жизнедеятельности общества, которые находятся под разрушающим воздействием коррупции, представляющей собой очень важные факторы, на которые коррупция влияет разрушающе и представляет собой не локальное, а транснациональное явление, затрагивающее общество и экономику всех стран.*4

Среди этих факторов можно выделить следующие:*5

-угроза стабильности и безопасности общества;

-подрыв демократических институтов, ценностей, этических ценностей, справедливости;

- нанесение ущерба устойчивому развитию и правопорядку;

-угроза политической стабильности и устойчивому развитию государств.

Представим, что вам перечисляют все эти явления и задают вопрос: «В результате какого явления могут возникнуть подобного рода последствия?».

В качестве своего ответа мы привели бы такие угрозы миропорядку, как терроризм и война, которые, без сомнения, подрывают практически все ценности и систему государственного устройства. Так, например, на Украине в результате системной коррупции, превратившейся в национальное бедствие, стали развиваться события, которые подорвали безопасность граждан и привели, по сути, к гуманитарной катастрофе. Действительно, злоупотребление своими властными полномочиями, обогащение чиновников за счет государственных ресурсов не может оставить людей, имеющих гражданскую позицию и избиравших действующую власть, равнодушными.

С учетом разрушающих последствий, которые влечет коррупция, ее, на мой взгляд, можно сравнить с глобальным нарушением прав человека. Между коррупцией и нарушением прав человека можно усмотреть причинно-следственную связь, когда первая порождает второе. И наоборот, несоблюдение прав человека провоцирует рост коррупции.

Редки случаи, когда коррупционные схемы оказали положительный эффект, направленный на соблюдение прав человека. В данном контексте уместно привести пример из фильма «Список Шиндлера», продемонстрировавший, как путем дачи взяток офицерам СС Оскар Шиндлер спас более тысячи жизней польских евреев во время Холокоста.

Несмотря на то, что коррупция вызывает поистине разрушающий эффект, представляется, что проведение негуманной внутренней политики, например, в Китае, Северной Корее и Вьетнаме, где за совершение данного преступления применяется смертная казнь, является неоправданной в связи с тем, что уровень коррупционных практик в этих странах остается высоким.

Как известно, коррупция является сложным по своей природе явлением, имеющим экономические, социальные, политические и культурные измерения, которые не могут быть ликвидированы простыми разовыми мерами.*6

Кроме того, коррупция возникает на основе различных причин, например, таких как: бедность, жадность, отсутствие ответственности, особенность культуры.

Проявление коррупции возможно в разных формах. Среди них выделяют взятку – самая распространенная форма коррупции; так называемый «откат», зачастую присутствующий во взаимоотношениях между бизнес-сектором и представителями государственной власти; растрату; фаворитизм; непотизм и часто практикующееся вымогательство.

Коррупция не является явлением, свойственным только развивающимся странам, она присуща и странам с развитой экономикой.

В этой связи предлагается обратить внимание на ситуацию с коррупционными практиками в странах-членах Европейского Союза. В первом докладе Еврокомиссии в 2014 г. сделан весьма подробный обзор уровня коррупционных проявлений во всех 28 странах-членах Европейского Союза.

Согласно этому докладу, коррупция обходится экономике Европейского Союза в 120 миллиардов евро в год.*7

Доклад рассматривает ситуацию во всех 28 государствах-членах ЕС, основываясь на четкой структуре изложения, которая включает обзор общей политической ситуации по борьбе с коррупцией, приведение опросных данных, коррупционные тренды, уязвимые для коррупционных практик области, рекомендации по применению необходимых антикоррупционных мер.

Согласно данным опроса населения, наименьшее количество людей, которым приходилось сталкиваться с взяточничеством, зафиксировано в Дании, Финляндии и Швеции. Наиболее высокие показатели по взяточничеству зафиксированы в Хорватии, Чехии, Литве и Болгарии.*8

В докладе также отмечены области коррупционных рисков. Например, petty corruption («бытовая коррупция») остается распространенной в некоторых странах, особенно в области здравоохранения.

В область риска вошла коррупция на региональном и местном уровне, для борьбы с которой требуются прозрачные стандарты, декларирование доходов, превентивные меры и санкционирование конфликтов интересов, а также жесткий контроль за государственными расходами.

В докладе отмечены уязвимые для коррупционных проникновений сектора, такие как: градостроительство, здравоохранение; также делается акцент на такие области, как закупки и фармацевтическая индустрия. Третий сектор охватывает коррупционные проявления в налоговом администрировании.

К числу самых крупных коррупционных рисков относится финансовый сектор, в рамках которого имеют место случаи сокрытия налогов через офшорные зоны, отмывание денег с помощью банков.

Отдельное внимание в докладе уделяется государственным закупкам (тендерам). Согласно исследованию, проведенному «PricewaterhouseCoopers» и ECORYS в 2013 г., общая стоимость коррупции для 8 стран-членов Европейского Союза только в 5 секторах государственных закупок (автомобильные и железнодорожные дороги, вода и отходы, градостроительство, тренинги, развитие и исследования) колеблется от 1,4 до 2,2 миллиарда евро.*9 Согласно оценке Еврокомиссии по каждой стране, область государственных закупок является самой уязвимой и подверженной коррупции.

Что касается России, противодействию коррупции стало придаваться больше значения только в последние годы. На национальном уровне принимаются законы, антикоррупционные планы, правила, а также наблюдается освещение коррупционных скандалов и разоблачений в средствах массовой информации.

Тем не менее, представляется, что в нашей стране этой проблеме до сих пор уделяется недостаточно внимания, inter alia недостаточно имплементируются позитивные международные практики.

Предлагается изучить международные инструменты и мониторинговые механизмы на уровне Совета Европы.

Совет Европы преследует последовательный подход в борьбе с коррупцией и отмыванием денег путем создания стандартов в форме конвенций и инструментов «мягкого права» (рекомендаций и резолюций) и их соответствия стандартам Совета Европы путем мониторингового механизма: Группа государств против коррупции (ГРЕКО) и Комитет экспертов по оценке мер против отмывания денег и финансирования терроризма (МАНИВАЛ).

Таким образом, подход Совета Европы к противодействию коррупции является многоуровневым и состоит из трех взаимосвязанных элементов: создание европейских норм и стандартов: мониторинг; и соответствие этим стандартам посредством программ по техническому сотрудничеству.*10

Среди антикоррупционных инструментов Совета Европы можно выделить следующие:

•  Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТС 173);

•  Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию (ЕТС 174);

•  Дополнительный Протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТС 191);

•  Резолюция (97) 24 «О 20 Руководящих Принципах в противодействии коррупции»;

•  Рекомендация (2000) 10Е, от 11 мая 2000 г. «О кодексе поведения государственных служащих»;

•  Рекомендация (2003) 4 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «Об общих правилах по противодействию коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний»;

•  Рекомендация (2014) 7 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О защите прав заявителей о коррупции».

Мониторинг и соответствие этим стандартам осуществляется Группой государств против коррупции (ГРЕКО).*11

Контроль ГРЕКО включает:

- горизонтальную процедуру оценки, результатом которой является выработка рекомендаций направленных на законодательные и институциональные преобразования.

- процедуру проверки соответствия мер принимаемых участниками по имплементации рекомендаций.

Оценочные процедуры ГРЕКО включают сбор информации через опросник (и), поездки на места в страны, позволяющие оценить и запросить информацию в ходе обсуждений на высоком экспертном уровне с национальными представителями и последующее составление оценочных отчетов. Эти отчеты, которые исследуются и утверждаются ГРЕКО, содержат рекомендации целью которых является усовершенствование уровня соответствия оцениваемых стран. Меры, предпринятые государствами по имплементации рекомендаций, оцениваются ГРЕКО в рамках отдельной комплайенс процедуры.

До настоящего времени ГРЕКО были запущены 4 оценочных раунда, направленных на положения 20 руководящих принципов (и соответствующие положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию).*12

Первый оценочный раунд был запущен 1 января 2000 г. Среди тем, которые были исследованы: независимость органов власти, в чью компетенцию входит борьба с коррупцией; степень и объем неприкосновенности должностных лиц.

Второй оценочный раунд был запущен 1 января 2003 г. Среди тем, которые подлежали исследованию были: конфискация доходов от коррупции; эффективность и прозрачность, взаимосвязь между коррупцией, организованной преступностью и отмыванием денег.

Третий оценочный раунд был запущен 1 января 2007 г. Оценивались следующие аспекты:

- криминализация, в контексте Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Дополнительном Протоколе ней и Руководящем принципе 2;

- прозрачность финансирования политических партий со ссылкой на Рекомендации Комитета Министров Совета Европы для государств-членов Совета Европы на основополагающие правила противодействия коррупции в финансировании политических партий и предвыборных кампаний.

Четвёртый оценочный раунд оценки ГРЕКО, запущенный в январе 2012 г., направлен на противодействие коррупции в отношении деятельности членов парламента, судей и прокуроров, включая оценку этических принципов и кодексов поведения, конфликта интересов, запретов на занятие определенными видами деятельности, декларирования имущества, доходов и др.

Следует отметить, что Россия была среди стран, которые находились под мониторингом в рамках первого и второго оценочных раундов с 21-25 апреля 2008 г. ГРЕКО подготовлены 26 рекомендаций для российских властей, большая часть которых была исполнена.*13

Россия также находится под мониторингом в рамках третьего оценочного раунда 3-7 октября 2011 г.

Работа ГРЕКО напрямую требует от властей (в форме рекомендаций) политических преобразований, законодательных и организационных реформ, по итогам исполнения которых принимается доклад о ходе выполнения той или иной страной рекомендаций ГРЕКО.

После рассмотрения стандартов и мониторинговых механизмов, логично приступить к рассмотрению третьего компонента в цепочке инструментов, механизмов Совета Европы в борьбе с коррупцией. А именно, к программам технического сотрудничества.

Ответственным за проведение антикоррупционных проектов со стороны Совета Европы является Департамент по противодействию преступлениям, в частности отдел по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с экономическими преступлениями.

Так, за последнее время указанным отделом в различных странах было имплементировано 13 проектов. Среди них антикоррупционными были следующие:

•  2008-2013 Проект по борьбе с коррупцией в Албании (PACA);

•  2008-2010 Поддержка антикоррупционной стратегии в Грузии (GEPAC);

•  2006-2010 Поддержка добросовестному управлению: проект по борьбе с коррупцией на Украине (UPAC);

•  2007-2009 Поддержка антикоррупционной стратегии в Азербайджане (AZPAC);

•  2007-2009 Проект по этике предотвращения коррупции в Турции (TYEC).

Исходя из представленной информации, можно сделать вывод, что подобные проекты осуществляются, в основном, в развивающихся странах и рассчитаны на 2-3 года.

В рамках деятельности Совета Европы осуществляются антикоррупционных проекты в таких странах как Россия, Сербия, Турция, Армения, Азербайджан, Молдова, Беларусь, Грузия, Украина, Чехия. Они направлены на борьбу с коррупцией, укрепление антикоррупционных механизмов и потенциала судебной системы, развитие добросовестного управления.

Большинство этих проектов являются совместными проектами Европейского Союза и Совета Европы. Значительная часть финансирования поступает от Европейского Союза (как правило, в рамках программы «Партнерство для модернизации»), а имплементация осуществляется за счет человеческих ресурсов Совета Европы.

Так, в России имплементируется совместный проект Европейского Союза и Совета Европы «Защита прав предпринимателей в России от коррупционных практик» (ПРЕКОП РФ). Он ориентирован на усиление роли нового института уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, и внедрение наилучших международных практик по борьбе с коррупцией в бизнесе.

На примере России кратко изложим то, каким образом Совет Европы осуществляет проект.

Необходимо начать с бюджета, который на примере проекта ПРЕКОП РФ составляет 1 300 000 евро, выделенных на 36 месяцев, посредством которых Совет Европы обязуется реализовать согласованный с основным российским бенефициаром (институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей) рабочий план.

Нередко у получателя услуг по подобным проектам возникает представление, что это сотрудничество является навязанным европейской стороной инструментом политического контроля. В ответ европейские партнеры напоминают, что Россия как член Совета Европы также вносит свою финансовую составляющую в реализацию подобного рода проектов, поскольку является основным «донором» средств в годовой бюджет Совета Европы. Так, его бюджет на 2014 г. равен €402.694.300. Участие Российской Федерации составляет €32.280.879.*14

Стоит учитывать, что Россия была и остается одним из основных плательщиков в бюджет Совета Европы, вне зависимости от получения совместных программ.

Согласно рабочему плану, утвержденному совместно европейской и российской сторонами, команда проекта, состоящая из менеджера в Страсбурге и координатора по России, приступают к подготовке мероприятий. В основном они проходят в форме семинаров, тренингов, обучающих поездок. Для этого экспертами Совета Европы готовятся сравнительные анализы международных и российских практик, пособия, тренинг-программы и др. Сторонами определяется группа заинтересованных участников (как правило, с большим количеством региональных представителей), которые являются аудиторией конкретного мероприятия и имеют возможность задавать вопросы, делать замечания, вносить личный вклад в качестве рекомендаций по совершенствованию выработанных экспертами документов.

С точки зрения метода проведения проектных мероприятий следует отметить весьма продуктивный и человеко-направленный подход. Несмотря на то, что в основном все мероприятия в той или иной мере носят обучающий характер, они ориентированы на нужды аудитории и учитывают отзывы участников, что является свидетельством достаточно гибкого подхода.

Тем не менее, возникает логичный вопрос оценочного характера. Когда возможно оценить эффективность и результативность воздействия подобных проектов на решение конкретных проблем? Так, проектом ПРЕКОП РФ были проведены мероприятия, направленные на укрепление деятельности института уполномоченных по защите прав предпринимателей, предотвращение использования государственных органов в корпоративных конфликтах, защите прав заявителей о коррупции, организации правовой помощи на общественных началах и др.

Тем не менее, на наш взгляд, эти проекты, наряду с исполнением рабочего плана с учетом потребностей бенефициаров, должны быть также ориентированы на оценку результативности и эффективности проведенных мероприятий. Такая оценка и мониторинг эффективности могут осуществляться не только с помощью сторонних оценщиков из Европейского Союза или аудиторских компаний, но и посредством взаимодействия между контрольными механизмами Совета Европы и бенефициара. Это имело бы положительное влияние на достижение конкретных результатов, способных кардинально улучшить или изменить существующие подходы в российской правовприменительной практике. Или наоборот, являлось бы свидетельством несостоятельности и нецелесообразности применения подходов российских и зарубежных экспертов Совета Европы по российской тематике.

Кроме того, на наш взгляд, для улучшения климата имплементации совместных проектов, было бы весьма результативно, если бы российская сторона могла также финансово участвовать в совместных проектах. Это позволило бы основному бенефициару – российскому органу власти не только более активно участвовать в таких проектах, но и в равной степени с международным партнером принять на себя долю ответственности за достижение поставленных целей.

Следует отметить, что совместные проекты, бенефициарами которых выступает российская сторона, вносят свой позитивный вклад и являются хорошей площадкой для обмена опытом.

Основываясь на лучших международных практиках, подчеркнем, что одним из наиболее важных механизмов по противодействию коррупции является превентивный метод.

Часто цитируемое определение коррупции дано Клитгаардом, Маклин-Аброа и Пэррисом: «Коррупция – это преступление, в основе которого лежит расчет, а не страсть. Люди проявляют склонность к коррупции, когда риск невелик, наказание мягкое, а выигрыш весьма значителен».*15 Данное утверждение характеризуется формулой: Риск коррупции = Монополия плюс Дискреционные полномочия минус ответственность.

Для борьбы с коррупцией и сокращения ее масштабов, в первую очередь необходимо определить существующие виды коррупции и степень ее проявления в различных секторах, определить структурные проблемы, понять, кто приобретает выгоду от коррупции, исследовать мотивы возникновения коррупции и выработать долгосрочную стратегию по борьбе с ней. Подобный подход поможет как законодателям, так и правоохранителям получить четкие представления о том, каким образом они могут бороться с коррупцией в той или иной сфере жизни.

Кроме того, для противодействия коррупции необходим системный подход, предусматривающий сочетание множества факторов и элементов в комплексе. Необходима четкая стратегия противодействия коррупции, которая будет включать развитие правовых инструментов, институциональных механизмов, следственных и прокурорских аппаратов, общественной осведомленности, образования, усиление роли гражданского общества и механизма по защите прав заявителей о коррупции. Борьба с ней будет эффективна лишь при четкой работе и сочетании всех упомянутых факторов и стратегий и, несомненно, при наличии политической воли.

Огромную роль в противодействии коррупции играют средства массовой информации, правозащитники и гражданское общество. Например, в Индии создали сайт «I paid a bribe», («я заплатил взятку») www.ipaidabribe.com. По данным этого Интернет-ресурса, люди имеют возможность сообщить о том, что им пришлось столкнуться с коррупцией, будь то связано с образованием, медициной, судебной системой, полицией, пенсионными выплатами, энергоснабжением, строительством или др. сферами. Ресурс пользуется в Индии огромной популярностью: 4 миллиона 547 тысяч людей посетили данный сайт, было подано 20.118 заявок о даче взятки.

Нельзя не согласиться с утверждением индийского ученого С. Раджа Кумара, что создание общества, свободного от коррупции, является одним из основных прав человека, поскольку право на жизнь, достоинство, равенство и другие права и свободы значительно зависят от этого права. То есть, без этого фундаментального права все другие основные права теряют смысл.*16 Коррупция подрывает права человека, верховенство закона и демократию.

Обязательства по соблюдению прав человека распространяются на все ветви власти – законодательную, судебную и исполнительную на всех ее уровнях, – федеральном, региональном и местном. Государства обязаны уважать, защищать и содействовать правам человека.

Присутствие коррупции в государственном секторе inter alia свидетельствует о неспособности государства исполнять свои обязательства в области прав человека.

Коррупция оказывает негативное воздействие как на гражданские и политические права, так и на экономические, социальные и культурные права. Кроме того, коррупционные практики в большей степени затрагивают наиболее уязвимые слои населения – малообеспеченных, пенсионеров, детей, женщин, меньшинства, мигрантов, инвалидов, заключенных и др. Таким образом, коррупция является несовместимой с такими ценностями как человеческое достоинство, равенство и справедливость.

В качестве доказательства причинно-следственной связи между коррупцией и правами человека можно рассмотреть следующие примеры.

Полученная представителем власти взятка за выдачу водительских прав может привести к нарушению одного из фундаментальных прав – права на жизнь.

Взятка, получаемая судьей, нарушает право на справедливое судебное разбирательство. Взятки, получаемые учителями или врачами, соответственно ведут к нарушениям прав на образование и здоровье.

Когда представители государственной власти растрачивают бюджетные средства, выделенные на образование, культуру, здравоохранение, жилищное благоустройство, градостроение и другие важные области жизнедеятельности, можно констатировать нарушение экономических, социальных и культурных прав.

Когда один бизнесмен, желающий избавиться от своего конкурента по бизнесу, дает взятку представителю власти, он способствует незаконному заведению уголовного дела. В данном случае могут быть нарушены как право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу и личную неприкосновенность и зачастую право не быть подверженным пыткам и другим видам унижающего достоинство обращения.

Подводя итог отметим, что коррупция всегда была и будет существовать. Искоренение ее как системного явления потребует смены системы ценностей и поведения, морально-этических норм, прежде всего, верхних эшелонов власти.

Не стоит забывать, что самый большой враг коррупции – это сам человек.

Честность и ответственность, сознательность гражданского общества, правоприменение, степень развития общественно-политических институтов, прозрачность и свобода информации служат важной преградой коррупции.

Основным препятствием на пути к демократии и экономическому развитию является недобросовестное управление, которое приводит к коррупции. И наоборот, добросовестное управление включает использование государственных ресурсов для общественного блага и инвестирования в человеческий капитал.

Учитывая, что коррупция ведет к нарушению прав человека, соблюдение прав человека будет являться эффективным инструментом противодействия коррупции.

Когда мы говорим о нарушениях прав человека, то в соответствии с нормами международного права нарушителем выступает государство в лице его представителей. Аналогично этому, преступления, содержащие коррупционную составляющую, напрямую требуют вовлечения в них представителей государственной власти.

Таким образом, за нарушениями как прав человека, так и за преступлениями, связанными с коррупцией, фигурантами являются представители государства.

Уместно процитировать немецкого философа Гегеля: «Государство существует для человека, а не человек для государства». Следуя этому зачастую игнорируемому постулату, государству (в лице его представителей) необходимо прилагать максимум усилий на создание условий для соблюдению прав человека, включая борьбу с коррупцией, которая стоит на пути реализации этой высокой миссии.

Зоя КОКОРИНА,
сотрудник Аппарата Уполномоченного МИД РФ
по вопросам прав человека, демократии и верховенства права

*1 Преамбула Устава ООН, http://www.un.org/ru/documents/charter/

*2 Статья 1 Устава ООН, http://www.un.org/ru/documents/charter/

*3 Преамбула Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, от 27 января 1999 г., http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=173&CM=8&DF=&CL=ENG

*4 Преамбула Конвенции ООН против коррупции, от 31 октября 2003 г., http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

*5 Конвенция ООН против коррупции, от 31 октября 2003 г., http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

*6 Доклад Европейской Комиссии Совету и Европейскому Парламенту «Антикоррупционный доклад Европейского Союза» 03.02.2014, СОМ (201384), стр.3

*7 Доклад Европейской Комиссии Совету и Европейскому Парламенту «Антикоррупционный доклад Европейского Союза » 03.02.2014, СОМ (201384), стр.3

*8 Доклад Европейской Комиссии Совету и Европейскому Парламенту «Антикоррупционный доклад Европейского Союза » 03.02.2014, СОМ (201384), стр.6

*9 Идентификация и сокращение коррупции в секторе государственных закупок в Европейском Союзе – развитие и методология по определению реальной стоимости коррупции и других элементов для оценочного механизма Европейского Союза в области противодействия коррупции, 30 июня 2013 г, PricewaterhouseCoopers и ECORYS

*10 Департамент Совета Европы по борьбе с экономическими преступлениями, www.coe.int/corruption

*11 Группа Государств против Коррупции, http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/general/1.%20The%20Fight%20against%20Corruption%20-%20A%20Priority%20for%20the%20CoE_en.asp

*12 http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/index_en.asp

*13 Объединенные первый и второй ранды оценки «Дополнение к докладу о выполнении Российской Федерацией рекомендаций ГРЕКО», принято ГРЕКО на 58 Пленарном заседании 3-7 декабря 2012 г., Страсбург, http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/greco/evaluations/round2/reports(round2)_en.asp

*14 http://www.coe.int/en/web/portal/russian-federation

Бюджет Совета Европы на 2014 г. составляет € 402.694.300 евро. Из 48 государств-членов Совета Европы, основными плательщиками, с одинаковым размером контрибуции являются Франция, Германия, Италия, Россия и Великобритания, обеспечивающие почти 57% от общего бюджета.

*15 R. Klitgaard, Controlling corruption, University of California Press, Berkley, 1988

*16 Raj Kumar C., Corruption and Human Rights, India's national Magazine, Vol. 19, 19 September, 14-27, 2002

№11(93), 2014