Главная > Открываем старый свет > Только факты > Запись в древнем манускрипте: у Марии Магдалины было двое детей

Запись в древнем манускрипте: у Марии Магдалины было двое детей

lost-Gospel
image_pdfimage_print

На перевод текста ушли годы, хотя лингвисты давно уже совладали с хитросплетениями того, что называют «имперским арамейским языком», служившим лингва франка в Иудее и во всем регионе во времена библейские. Профессор Барри Уилсон и канадско-израильский писатель Симча Якобовичи, взявшиеся расшифровать манускрипт, обнаруженный в запасниках Британского музея, потрудились на славу. Итогом стало явление Лондону и миру письменного свидетельства далёкой эпохи – писанию почти 1500 лет. Ему дали название «Потерянное Евангелие» (Lost Gospel).

В основе лежит интерпретация «Романа Иосифа и Асенефы», в котором всегда искали – и находили – объяснение тому, почему Иосиф, самый любимый из 12 сыновей Иакова (за кротость и послушание), отступился от своей веры иудейской и взял в жены нееврейку. Однако Уилсон и Якобовичи настаивают, что повествование имеет аллегорический смысл: в тексте закодирована семейная летопись Иисуса Христа, его жены и детей.

Два дерзких автора, потративших шесть лет на свою неортодоксальную транскрипцию древней летописи, утверждают, что Мария Магдалина, на самом деле, была супругой Спасителя, и именно потому ей были доверены все сокровенный тайны, а ее статус первой среди равных безусловен.

В обнаруженном не так давно в древнейшей библиотеке Наг-Хаммади в Верхнем Египте другом манускрипте, получившем название «Евангелие от Марии», есть такой пассаж: «Пётр сказал Марии: «Сестра, мы знаем, что Учитель любил тебя иначе, чем других женщин. Скажи нам слова, сказанные Им тебе, которые ты помнишь и которые нам неизвестны...» Мария сказала им: «Я возвещу вам то, что вам не дано было услышать...»

Этот аргумент сегодня используют для подтверждения того, что Мария вовсе не была блудницей, каковой ее выставили в канонических писаниях, а добродетельной девой, знатной владелицей фамильного замка Магдалон, который она якобы продала после смерти Иисуса, а вырученные деньги пожертвовала на образование первой христианской общины. Такую версию выдвинул Яков Ворагинский, архиепископ Генуи, еще в XII веке.

В различных интерпретациях, не признаваемых официальной церковью, Магдалина представала как «духовная жена» Иисуса, подарившая ему через непорочное зачатие сына, известного как Иосиф Сладчайший, от которого ведет свою родословную королевская династия Меровингов.

Опубликовав в ноябре свои еретические рассуждения, Уилсон и Якобовичи, по сути, продолжают линию на «приземление» Христа: они смыкаются со сторонниками теории о преобладании человеческого над божественным, выдавая за истину гипотезу, будто бы у семейной пары было двое детей. Вариации на деликатную тему встречаются и у других авторов, например, у Барбары Тиринг, ведущего эксперта по расшифровке кумранских рукописей.

В описании того, что Б. Тиринг называет «подлинной историей» Иисуса и Магдалины, содержится утверждение: в 33 году нашей эры у Марии родилась дочь, названная Тамарой в честь дщери царя Давида, а позднее на свет появилось двое сыновей. Однако затем Мария, которая считала единственным способом распространить иудейскую веру путем физического истребления язычников, не смогла простить Христу то, что он предлагал обращать в правильную веру путем убеждения, – развелась с ним. Вполне житейская ситуация: развод по причине того, что «не сошлись взглядами».

Эти апокрифические сюжетные линии неоднократно использовались в беллетристических произведениях. В романе Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» и его экранизации в 1955 году. В романе Дэна Брауна «Код да Винчи» и его экранизации в 2006 году. Всякий раз это покушение на хрестоматийное священное писание встречалось в штыки церковными кругами и сопровождалось скандальными разбирательствами.

Не стала исключением и крамольная выходка Уилсона и Якобовичи. В потоке гнева, сарказма и скепсиса выделялись приговоры академических авторитетов. Марк Гудэйкр, занимающийся религиозными исследованиями в Университете Дьюка, заявил: «Нет никаких свидетельств в этом тексте или где-либо еще, что Иисус был женат на Марии Магдалине, и тем более нет фактов, подтверждающих, что у них было двое детей».

Грег Кэри, профессор из Ланкастерской теологический семинарии, специалист по Новому завету, тоже встретил публикацию книги соавторов с вежливой, но безапелляционной иронией. Профессор признал, что ранние христианские теологи, отталкиваясь от факта, что Мария была преданная последовательница Христа и первой свидетельницей его воскресения, увлечённо строили догадки об истинных причинах такой стойкой симпатии. Симпатии, что влекла их целовать друг друга в губы. Пусть так, резюмирует Г. Кэри, но всё прочее – из области вымыслов.

Что же выходит, перед нами – выдача желаемого за действительное? Мне, ведущей родословную от Евы, не верится профессорам-критиканам. Или, признаюсь сама себе, не хочется им верить. Земные перипетии не умаляют величия Спасителя. Апокриф красивее канона. Не согласны?

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№11(93), 2014