Ослабленная Бельгия рулит Союзом


Двенадцатое по счету полугодовое председательство Бельгии в Европейском Союзе, стартовавшее 1 июля, станет, несомненно, самым сложным для этой страны. Мало того что она приняла бразды правления во время самого тяжелого финансово-экономического кризиса в Европе за последние 60 лет, это произошло в период, когда в Бельгии действует временное правительство, которое должно смениться в октябре – в середине председательского мандата Брюсселя в ЕС.

Ситуация во многом напоминает крайне неудачное председательство Чехии в первом квартале прошлого года, когда в Праге разразился правительственный кризис, и эта страна практически лишилась влияния на ход европейских событий. Не повторится ли теперь подобный сценарий? В Бельгии политическая нестабильность вызвана, как об этом неоднократно рассказывала «Вся Европа.ru», обострением противоречий между франкоязычной Валлонией и говорящей по-голландски Фландрией. Правда, одним из объединяющих эту страну факторов служит как раз приверженность большинства жителей королевства проекту дальнейшего единения Европы.

Однако не только это должно облегчить Бельгии исполнение нелегкой роли председателя «двадцати семи» в соответствии с принципом шестимесячной ротации. Согласно Лиссабонскому договору, вступившему в силу в декабре 2009 года, учрежден пост фактического президента ЕС, и первым его занял именно бельгиец Херман ван Ромпей. Этот опытный политик, бывший премьер-министр Бельгии, рулит Евросоюзом, а страна-председатель теперь служит скорее вторым пилотом, нежели командиром экипажа, как было раньше. Это впервые продемонстрировало председательство предшествовавшей Бельгии Испании: поначалу Мадрид рьяно взялся за исполнение своей роли, однако обострившиеся домашние проблемы привели к тому, что испанские руководители с явным облегчением фактически переложили лидерство на плечи Х. ван Ромпея и главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон.

По оценке одного из депутатов Европейского Парламента, «отныне роль председателя ЕС, назначаемого в ротационном порядке, фактически сводится к поиску компромиссов в отношении досье, решение по которым зависит в равной мере от Европарламента и Европейского Совета».

Как бы то ни было, бельгийцам все-таки придется заниматься многими незавершенными общеевропейскими досье. Главные из них – попытка восстановления экономической стабильности в ЕС и ускорение создания условий для регулирования финансового рынка, завершение формирования общеевропейской дипломатической службы, выполнение основных пунктов Стокгольмской программы, предусматривающей образование европейского пространства безопасности и юстиции, а также подготовка ЕС к международной конференции по глобальному климатическому изменению, которая состоится в декабре в Канкуне (Мексика). Брюсселю предстоит также провести саммиты ЕС с Россией, Украиной, Индией, Китаем, Южной Кореей и Африкой, организовать встречу с президентом США Бараком Обамой.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Руководители «Тройки» – предыдущего полугодового председателя Евросоюза (Испании), действующего (Бельгия) и следующего (Венгрия) договорились совместными усилиями прививать жителям стран ЕС интерес к интеграционным процессам в Европе. Это вызвано низким уровнем участия избирателей в недавних общеевропейских выборах.
Представители трех стран разработали «дорожную карту» мероприятий, направленных на пробуждение интереса к ЕС и ознакомление с теми возможностями, которые созданы для простых граждан в Большой Европе. Вопрос в том, приведет ли «дорожная карта» к активизации избирателей, остается открытым до следующего голосования.
Кстати
Бельгийцы заживут гораздо счастливее, если страна будет разделена не на две части, что почти неизбежно, а на четыре самостоятельных региона в составе федерации, уверен председатель парламента Немецкоязычного сообщества Бельгии Карл-Хайнц Ламберц. По его словам, немецкоязычная община в Валлонском округе страны, образующая 0,7% населения Бельгии, тоже стремится получить больше полномочий.