Главная > Финансы & банки > Опыт > Быть или не быть квотам для женщин?

Быть или не быть квотам для женщин?

image_pdfimage_print

Европейская Комиссия выдвинула идею о введении специальных квот на представительство женщин в руководящих бизнес-структурах. В этом нет ничего необычного. В Скандинавских странах это уже давно стало общим местом, теперь зашла речь о том, чтобы распространить этот опыт на весь Европейский Союз, в особенности на страны Восточной Европы.

Однако бывшая президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга считает такую практику порочной, поскольку она основана на унизительном предположении, будто благодаря собственным достоинствам женщине не продвинуться.

«Что значит введение этих квот? Это значит, что у нас нет в достатке компетентных или заинтересованных женщин для того, чтобы выполнять определенную работу», – настаивает В.Вике-Фрейберга. Сама она всегда считала себя способной «состязаться с любым мужчиной». «Я не согласилась бы ни на какую квоту и сочла бы оскорбительным получить грант или стать профессором только потому, что я женщина», – говорит она.

По мнению В. Вике-Фрейберги, вместо искусственных целей вроде квотирования, куда более приемлемым для европейского общества была бы концепция «меритократии» – системы, при которой положение человека определяется только его способностями.

В качестве примера она привела ситуацию в Венском симфоническом оркестре. Долгое время этот коллектив оставался чисто мужским, пока виолончелистка не обратилась в суд с жалобой на то, что её не взяли на работу, хотя жюри и сочло её кандидатуру лучшей. После того, как она выиграла тяжбу на основании антидискриминационного законодательства, процедура прослушивания кандидатов была изменена. Теперь они играют за экраном, чтобы жюри могло оценить только их мастерство, не поддаваясь влиянию каких-либо иных факторов.

На вопрос о том, имеет ли отношение к меритократии назначение на пост главы внешней политики ЕС Кэтрин Эштон, вместе с Херманом Ван Ромпеем выдвинутой европейскими лидерами, В.Вике-Фрейберга, сама претендовавшая на место главы Европейского Совета, ответила: «Мои претензии к этому процессу состоят в том, что процесса-то никакого и не было: этих двух людей просто отобрали старым добрым способом – так, как это делалось многие годы. Назвать происшедшее выборами было бы неправильно».

Сама экс-президент считает, что такое принятие решений и есть одно из главных разочарований для граждан стран Европейского Союза. Они были бы более заинтересованы в делах ЕС, если бы процесс этот был прозрачнее.

Екатерина КОЛЫЧЕВА

Особенное распространение квоты для женщин в различных областях жизни получили после 1980-х годов, когда активистки женского движения сочли их важным инструментом борьбы с дискриминацией по признаку пола.
Речь, к примеру, идёт о том, что в идеале доля женщин на политических постах должна соответствовать их доле в обществе. Однако применение абсолютных квот наталкивается на сопротивление, поскольку при этом явной дискриминации подвергаются кандидаты мужского пола, лишаемые возможности занять тот или иной пост даже при самых явных достоинствах и подходящей квалификации.
Относительное квотирование означает, что при равной квалификации женщинам отдают предпочтение перед мужчинами до тех пор, пока дамами не будет занято определённое заранее оговоренное число мест. Как правило, именно такой вариант и проводится в жизнь. Однако для последовательных феминисток он служит мишенью для нападок: по их мнению, определение «равная квалификация» допускает слишком большой простор для толкований. А потому во многих случаях это приводит к тому, что женщине приходится проявлять куда большие достоинства, чтобы выиграть у мужчин, уверяют ярые сторонницы равноправия.
В германской политической практике введение женских квот привело к тому, что при участии в каком-нибудь обсуждении, к примеру, стали составляться «паритетные списки выступающих» – по одной женщине на одного оратора-мужчину.
Когда в 1979 году создавалась партия «зеленых», было принято решение о том, что половину всех постов в ней будут занимать женщины. В 1988 году социал-демократы решили, что у них женская квота составит 40%. В Левой партии тоже установлена женская квота – 50%. Все это привело к тому, что доля женщин в руководстве этих партий стала выше, чем доля женщин среди членов партии. Тем не менее, баварский Христианско-социальный союз в 2010 году тоже ввёл на местном и районном уровне женскую квоту в 40%.
В ХДС ярой сторонницей квотирования является министр труда Урсула фон дер Ляйен, считающая, что к 2020 году треть мест в правлениях и наблюдательных советах крупнейших германских компаний должна быть занята женщинами. Стоит заметить, что похожую цель преследовала в своё время Кристина Бергман, министр по делам женщин, пожилых, молодежи и семьи в правительстве Герхарда Шрёдера. Деловые круги эту затею успешно саботировали.
Кое-какие германские концерны, понимая, что политики от них все равно добром не отвяжутся, уже ввели эти квоты. «Дойче Телеком» в марте 2010 года сообщил о намерении до 2015 года отдать женщинам 30% постов на среднем и высшем управленческом уровне. В гигантах вроде Э.Он, БМВ, «Даймлер» и «Бош» тоже объявили о введении женских квот в размере от 15 до 22%.
В Австрии женская квота в 40% для госслужащих введена в 1993 году, а в начале 2010 года поднята до 45%.
В некоторых политических партиях Швейцарии – социал-демократической и у «зелёных» – тоже введена женская квота.
В Норвегии в сентябре 2003 года правительство постановило отдать женщинам до 40% мест в управляющих советах и 600 компаниях, зарегистрированных на бирже. Поскольку реализовать эти намерения планировалось до 2005 года, то пришлось поднажать на несогласных. И, тем не менее, сейчас доля эта хотя и выросла – с 7% до 39% – но до половины все же так и не дотягивает.
В Дании принят закон, предписывающий во всех компаниях с преобладающим государственным участием 50-процентную квоту для женщин.
В Испании в 2007 году женщинам законом предусмотрено отдать 40% мест в управляющих советах всех компаний с числом занятых свыше 250 человек. Установлен контрольный срок – 2015 год – но наказания за нарушение не предусмотрено. Таким компаниям отдаётся предпочтение при распределении государственных заказов.
В Нидерландах введена 30-процентная квота и установлен срок реализации – 2016 год.

№5(55), 2011

№5(55), 2011