Главная > Дневник событий > Интеграция > Вступить-то можно, но…

Вступить-то можно, но…

image_pdfimage_print

Еще немного, еще чуть-чуть – и Болгария вместе с Румынией пополнят ряды Европейского Союза, став соответственно 26-й и 27-й странами по счету. Так можно резюмировать решение Европейской Комиссии, о котором объявили Софии и Бухаресту ее председатель Жозе Мануэл Дуран Баррозу и член ЕК, ответственный за расширение ЕС, Олли Рен.

Выступая в мае в Европейском Парламенте в Страсбурге, они отметили значительный прогресс на пути продвижения обеих стран к членству в “двадцати пяти”. Однако довольно неожиданно объявили, что для соблюдения графика приема этих двух стран – 1 января 2007 года – болгарским и румынским властям придется потрудиться в решении “серьезных проблем": предпринять “последнее усилие” в деле проведения реформ в соответствии с законодательством ЕС. А новая контрольная проверка состоится в сентябре или, самое позднее, в начале октября. В случае неготовности кандидатов их прием может быть отсрочен на один год. Или на три года не предоставлять некоторые права.

В Брюсселе, в кулуарах общеевропейских учреждений, поговаривают, что наиболее требовательны к этим будущим партнерам – Нидерланды, Франция, Дания и Германия. Судя по всему, именно в этих странах быстрее, чем в других, прошла эйфория, вызванная самым крупным расширением Союза – сразу на 10 стран! – в 2004 году, поэтому их общественность относится к перспективе приема новых партнеров более сдержанно: дай бог переварить этих “новичков"…

Что же стало камнем преткновения? Для каждого из этих государств, расставшихся с социалистическим строем, проблемы не идентичны.

Болгарии предстоит всерьез заняться, прежде всего, шестью вопросами. Комиссия требует “ощутимых результатов в борьбе с организованной преступностью"; “более эффективного и систематического применения законов, направленных на борьбу с мошенничеством и коррупцией"; “более эффективных действий против отмывания денег”.

Три других требования касаются использования структурных фондов ЕС для сельского хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности в области пищевой промышленности.

Для Румынии число требований Брюсселя сократилось с 14 до четырех, причем главным достижением Бухареста можно считать то, что нынешние масштабы коррупции в этой стране уже не являются препятствием к вступлению в ЕС (в чем немалая заслуга министра юстиции Моники Маковей).

Однако беспокойство у будущих партнеров вызывают, как и в отношении Болгарии, использование структурных фондов для сельского хозяйства, защита окружающей среды и безопасность в сфере пищевой промышленности. Европейские чиновники упрекают Бухарест и в сохраняющихся недоработках в области налоговой политики. Доклад Ж. Мануэла Дурана Баррозу и О .Рена вызвал противоречивую реакцию среди евродепутатов.

Так, лидер Европейской социалистической партии Поуль Нюруп Расмуссен подчеркнул, что “перенос вступления этих двух стран не стало бы конструктивным решением, а перенос принятия решения по этому вопросу был бы несправедливым”.

Конечно, позиция Брюсселя стала неожиданной для многих политиков и в Софии, и в Бухаресте. Кое-кто заговорил о возможном появлении антиинтеграционных настроений… Как бы то ни было, но болгарское и российское правительства уже обсудили в Москве возможные последствия присоединения Болгарии к “двадцати пяти”. И пришли к выводу: с экономической точки зрения, это открывает неплохие перспективы и даже создает определенные преимущества, особенно при тесном взаимодействии бизнеса двух стран на территории государств ЕС.

Игорь ЧЕРНЫШЕВ

№1, 2006

№1, 2006