Британия без гастарбайтеров? Не выйдет


Тори решили сдерживать приток мигрантов. Символически

План министра внутренних дел Великобритании Терезы Мэй по сокращению нежелательного притока невостребованной рабочей силы из зарубежья подвергся жесткой критике за примитивизм и противоречивость.

В документе была установлена квота на квалифицированных мигрантов из стран, не входящих в экономическую зону Евросоюза: ровно 21 тысяча и 700. Тем самым правительство Дэвида Кэмерона, по мнению газеты «Гардиан», намеревается наглядно продемонстрировать свою решимость в ставшем болезненным для многих сограждан вопросе о мигрантах.

В период с марта 2009 по март 2010 года в Соединенное королевство въехало на 215 тысяч человек больше, чем покинуло его пределы. С момента, когда тори взяли на себя обязательство в предвыборном манифесте поставить заслон неконтролируемой миграции, и до конца ноября, то есть в период их нахождения у власти, чистый приток мигрантов составил 50 тысяч. Критики со стороны кивают на эти цифры как на свидетельство того, что у консерваторов слова расходятся с делами.

Справедливости ради, нужно вступиться за кабинет Кэмерона, зажатый в прокрустовом ложе европейского законодательства, собственно британских уложений и инструкций, а также сакральной политкорректности.

Более того, из 550 тысяч примерно 15% – это собственно британские граждане, возвращающиеся домой. Не пускать их обратно? Смешно. Затем еще треть приезжих – граждане стран Европейского Союза, в отношении которых действует правило открытых дверей. Из оставшихся 280 тысяч каждый пятый воссоединяется с родственниками, уже пустившими корни на Альбионе, и дать от ворот поворот не позволяют обязательства по соблюдению международных конвенций по защите прав человека.

Можно, конечно, сделать менее доступными британские вузы для заморских студентов, а таковых только в первом квартале 2010 года насчитывалось 50 тысяч, но вопрос: кому именно нужно отказывать?

На этом трудные задачи не заканчиваются, пишет «Гардиан». Скажем, в прошлом году были выданы разрешения на работу 50 тысячам высококвалифицированных иностранных специалистов из стран, не входящих в зону экономической интеграции ЕС. В следующем году, по плану Мэй, в этой категории останется менее половины, притом 20700 вакантных мест предназначены для тех, кого уже наняли частные компании, предоставившие определенные гарантии их трудоустройства. Остается 1000 привилегированных входных билетов для тех, кого относят к разряду «исключительных талантов» – из числа ученых и артистов.

В академических кругах очень круглая цифра 1000 вызвала возмущение: значит, если появится 1001 кандидат, обладающий уникальным дарованием и готовый приехать и трудиться на благо Британии, то бюрократы ему укажут на дверь?!

При этом государство никак не может регулировать приезд дополнительного контингента в зарубежные фирмы, уже действующие на территории Британии или открывающие свои производственные цеха и офисы, поскольку это считается трансфертом внутри одной компании: а таковых гастарбайтеров насчитывается 22 тысячи.

Между тем, основная масса трудовых мигрантов не претендует на многое, удовлетворяясь низко квалифицированной работой, но именно в этой нише они наиболее остро конкурируют с местными работягами.

В целом, программа кабинета тори по сдерживанию наплыва гастарбайтеров носит декларативный и символический характер, полагает обозреватель «Гардиан» и задается еще одним вопросом: не служит ли этот документ всего лишь способом убедить общественность, что правительство начеку, понимает озабоченности сограждан и пытается что-то сделать?..

Владимир МИХЕЕВ

№12(50), 2010