Не поделили приезжих


Еще в начале прошлого лета генеральный секретарь Центрального совета евреев Германии Штефан Крамер забил тревогу относительно методов действия израильского правительства. А Лала Зюскинд, прежде возглавлявшая Еврейскую общину Берлина, крупнейшую в стране, и вовсе не скрывает своего возмущения, считая поведение официальных израильских инстанций «бессмыслицей».

Что же вызвало столь нечасто встречающуюся в еврейских кругах реакцию? Тель-Авив решил начать среди евреев, переселившихся в Германию из бывшего СССР, кампанию, призванную убедить их переехать еще раз – в Израиль. Для сведения: речь идет о 200 тысячах человек.

Для этого израильская правительственная организация «Натив» по решению кабинета министров резко расширила свою деятельность в ФРГ, чтобы «помешать опасной ассимиляции бывших советских евреев в Германии». Дабы противостоять тому, что считается «растущим отчуждением русскоговорящих евреев от Израиля и еврейства», в штат берлинского посольства ввели двух сотрудников «Натива». Это о них Лала Зюскинд сказала, что «они должны оставить наших людей в покое».

Что же это за организация такая, «Натив»? Вот что о ней рассказывает хорошо информированная газета «Вельт».

Основана она была в 50-х годах прошлого века как независимая спецслужба, равноправный член израильского разведывательного сообщества. Основная цель – всемерное усиление эмиграции советских евреев в Израиль. После распада СССР несколько утратила свое значение. Однако, в последнее время, когда ответственность за деятельность спецслужб премьер-министром Эхудом Ольмертом была возложена на главу министерства стратегического планирования Авигдора Либермана, «Натив» снова стал играть более заметную роль.*

Причем, Центральный совет евреев более всего раздражает, что израильское правительство и сам А. Либерман, считающийся сторонником жесткой линии, действуют в одностороннем порядке, абсолютно не считая нужным информировать о своих намерениях кого-либо, включая германские власти. Во всяком случае, когда в октябре прошлого года А. Либерман в ходе посещения Ведомства федерального канцлера ФРГ пообещал «сотрудничать с еврейской общиной Германии», ничего более конкретного о планах «Натива» не сообщил. Именно поэтому Штефан Крамер и требует от израильского правительства «сказать всю правду». Он дал понять, что опасается создания «Нативом» неких параллельных структур в еврейских общинах и таким образом открытой конкуренции между ними и Центральным советом.

«Конкуренция не нужна ни Центральному совету, ни общинам. У нас в общинах и так ее хватает. К тому же все это не в интересах Германии. Мы хотим интегрировать приезжих и расширить в стране еврейское сообщество, – говорит Ш. Крамер. – Люди сами достаточно взрослые, чтобы понять, куда они хотят ехать. Мы не хотим никому чинить препятствия. Мы можем даже поддержать выезд в Израиль. Но только «Натив» нам для этого совсем не нужен. Я совершенно не боюсь того, что начнется волна выезда в Израиль. Ведь никто никого не заставлял ехать в Германию».

Генеральный директор израильского министерства стратегического планирования Хаги Пелед признал, что хотя «Натив» и пропагандирует идею выезда в Израиль, но в Германии намерен заниматься исключительно культурной деятельностью. Все опасения относительно того, что при этом «Натив» прибегнет к традиционным для него спецслужбистским методам, он отверг, подчеркнув, что «Германия – большой друг Израиля».

Андрей ГОРЮХИН

* Решение о создании «Натива» (в переводе с иврита – «тропа», «путь») было принято в 1951 году первым премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом. Бюро по связям с евреями СССР и Восточной Европы было образовано при канцелярии главы правительства в 1952 году. Позднее предпринимались попытки подчинить «Натив» израильской политической разведке «Моссад», но он все же сумел сохранить свою самостоятельность.
На «Натив» была возложена задача ведения разведывательной деятельности и произраильской пропаганды в Советском Союзе и в других странах Восточной Европы, чтобы возможно более усилить поток еврейской эмиграции в Израиль. Считается, что с момента основания и до конца 1990-х годов «Натив» последовательно провел в СССР и в образовавшихся при его распаде государствах три успешные операции, которые носят условное название «Еврейское движение», «Отпусти народ мой» и «Большая алия».
Начало работы «Натива» в Германии станет новым этапом в его деятельности, ведь прежде в этой стране единственной организацией, выступавшей от имени Израиля, было только еврейское агентство «Сохнут». Именно оно, вместе с министерством иностранных дел, длительное время противилось появлению на германском поле еще одного игрока.
Авигдор Либерман, сам эмигрировавший в Израиль из советской Молдавии в 1978 году, не только назначил на пост руководителя «Натива» своего человека – Наоми Бен-Ами, которая в прошлом была послом Израиля на Украине – но и добился увеличения финансирования и расширения сферы деятельности этого бюро.

№1(18), 2008