Венгрия: бурная осень


Надежный зонтик от всех политических невзгод, каковым еще недавно считалась принадлежность к Европейскому Союзу и НАТО, похоже, дает течь. Во всяком случае, у новобранцев ЕС, где политическая жизнь становится все более бурной.

Громкий звонок прозвенел, прежде всего, в Венгрии. Эта страна считалась одной из самых успешных в области экономики и весьма дисциплинированной по части соблюдения большинства требований Брюсселя, чему способствовало и то, что венгры одними из первых в бывшем социалистическом лагере встали на путь децентрализации планового хозяйства. А в последние годы была максимально либерализована экономика, в том числе, для иностранного капитала.

Однако, ни кто иной, как нынешний премьер-министр Венгрии, социалист Ференц Дюрчань неожиданно признал, что под отлакированной действительностью правительство скрывало довольно плачевное состояние экономики. Когда это откровение в сентябре стало достоянием гласности, в Будапеште начались мощные акции протеста, вдохновляемые правой оппозицией, с требованием ухода премьера и его правительства в отставку. В манифестации активно включились представители ультраправых группировок, что привело к актам насилия, и в результате более 200 человек получили ранения. Казалось, в Восточной и Центральной Европе приближается новая «цветная» революция по знакомым сценариям…

В событиях в венгерской столице проявилась тревожная тенденция, свидетельствующая о не столь уж стабильной обстановке даже в относительно благополучной стране, которая считалась чуть ли не образцовой с точки зрения проведения реформ, позволивших Венгрии присоединиться к ЕС, а теперь продвигаться и к вступлению в зону евро, правда, не к 2010-му, а лишь к 2013 году.

Однако, как выяснилось, населению лгали и предыдущие правительства, находившиеся у власти после падения Берлинской стены. Оказалось, что сейчас у Венгрии наибольший дефицит бюджета в ЕС – он превысил 10% ВВП, и премьер-министр ввел политику жесткой экономии и налогообложения, причем без предупреждения избирателей. Новые меры, в том числе увеличение налогов, одобрила Европейская Комиссия. Тем временем, аналитики в Будапеште ворчат, что многие непопулярные меры вызваны, в том числе, экономическим неурядицами в Союзе в целом, где огромный бюрократический аппарат пытается регулировать все и вся.

Похоже, что Венгрия, как и другие центрально- и восточноевропейские «новички» ЕС, устали от реформ, навязанных им Брюсселем для присоединения к Союзу.

После прозвучавшего признания Ф.Дюрчаня общество оказалось расколотым почти на равные части: как показал один из опросов, 43% выступают против его правительства, а 47% – предпочитают, чтобы он оставался у власти.

Впрочем, у событий в Венгрии есть, видимо, и положительная сторона: они показали, что западные демократические принципы начинают укореняться и в восточноевропейских странах, в том числе, в лживости политиков и их готовности публично покаяться…

Венгерские политики настороженно ожидали приближения муниципальных выборов, которые состоялись 1 октября. Они прошли без особых эксцессов, и показали, что за сторонников правой оппозиционной партии ФИДЕС проголосовали 42% избирателей, а за правящую коалицию во главе с социалистами – немногим более 30%.
При этом более 52% мандатов мэров городов и депутатов местных парламентов получили представители правых сил, и около 38% – социалисты, а примерно 10% мандатов разошлись среди остальных партий. Важно отметить, что в кресле столичного мэра удержался Габор Демский, которого выдвинула политическая коалиция с участием правящей Социалистической партии. Он получил поддержку около 47% избирателей, его соперник, независимый Иштван Тарлош, поддерживавшийся правой оппозицией – 45%.
В большинстве других городов страны победили кандидаты ФИДЕСа.
Несмотря на такое волеизъявление венгров, Ференц Дюрчань вновь заявил, что не намерен уходить в отставку с поста премьер-министра.

№4, 2006