Главная > Дневник событий > Швеция: редкое чередование у власти

Швеция: редкое чередование у власти

image_pdfimage_print

Шведская политическая жизнь всегда казалась прочной, как дома, дворцы и церкви в Стокгольме. В самом деле: за последние 74 года 65 лет правили социал-демократы, в том числе подряд 12 последних лет. Шведская социально-экономическая модель, построенная на столь же крепкой протестантской морали, вызывала зависть. Даже сейчас, когда в большинстве европейских стран, в том числе крупнейших, экономика топчется на месте, а социальные механизмы трещат по швам, показатели Швеции вызывают зависть: темпы роста экономики составляют 5,6% в год!

На таком завидном фоне правящие социал-демократы в конце сентября проиграли на парламентских выборах консерваторам, лидер которых Фредрик Рейнфелдт стал новым премьер-министром страны.

Что скрывается за таким положением вещей?

Шведы обеспокоены перспективой сохранения своей модели, и новый лидер страны, находясь на правом фланге, возможно, предложил наилучший способ ее сохранения и развития, чем ее изобретатели социал-демократы.

Взять безработицу. Внешне все выглядит пристойно: она составляет 6% самодеятельного населения, что почти вдвое ниже Германии. Но на самом деле цифра лукава: она не учитывает тех, кто занят переподготовкой, досрочно ушел на пенсию, вечных студентов, продолжающих учебу, потому что не могут найти работу. Если учитывать эти и другие категории, то реальная безработица достигает, по некоторым оценкам, 16% самодеятельного населения.

С 1930-х годов в стране действовала система, при которой высокие налоги оборачивались высочайшим уровнем социальной защиты и социальных услуг. Швеция не знала феодальных отношений в классическом виде и крепостного права, и развивалась в условиях доверия общества к честнейшим и эффективным чиновникам, поэтому система работала. Подобный общественный договор сейчас перерос своих создателей: поколение за поколением, шведы стали слишком зависеть от щедрого и справедливого государства, а бизнес оказался слишком им ограничен. В результате крупный бизнес давно не создает рабочие места, мелкий связан по рукам высоким уровнем регламентации, а 30% работающих заняты в бюрократической сфере.

Ф. Рейнфелдт предлагает приватизацию, ограничить возможности бесконечной беспечной жизни для безработных, толкая их на переквалификацию, реальный поиск работы; еще больше инвестировать в образование и науку. Цель – сохранить шведскую модель общества в условиях глобализации, старения населения и иммиграционного давления. И шведы на выборах решили попробовать пойти таким путем.

№4, 2006

№4, 2006