Главная > Дневник событий > Политика > Швеция: социал-демократы возвращаются

Швеция: социал-демократы возвращаются

image_pdfimage_print

Швеция имеет репутацию одной из самых стабильных стран в мире, поэтому любые политические изменения там воспринимаются как землетрясение. Так было 8 лет назад, когда правивших с довоенных лет социал-демократов сменила правоцентристская коалиция. Так стало и сейчас, когда прежние правители возвращаются к власти по итогам парламентских выборов.

Их поддержали около трети избирателей, а их главных соперников, сторонников премьер-министра, лидера Умеренной коалиционной партии Фредрика Райнфельда оказалось меньше почти на 10 процентных пунктов. Если сравнивать возможные коалиции, то соотношение получается примерно 44% на 39% в пользу социал-демократов. Ф.Райнфельд тотчас объявил об уходе в отставку, теперь правительство возглавит лидер социал-демократов, бывший профсоюзный активист, 57-летний Стефан Лёвен.

Задача перед ним стоит сложная, причем не только с точки зрения выработки политики, которая устраивала бы всех участников будущей коалиции. Например, сложно будет найти компромисс с «зелеными» по вопросу об атомной энергетике, которая играет в Швеции важную роль. Непростым обещает быть повседневное управление, поскольку победители не имеют абсолютного большинства в Риксдаге (парламенте), чтобы обеспечивать прохождение вносимых законопроектов.

Случилось так потому, что привычное равновесие в парламенте оказалось сломанным. Третьей по популярности в стране стала крайне правая партия Шведские демократы во главе с 35-летним Йимми Окессоном.

Это движение, сделавшее упор на требовании радикально пересмотреть либеральную политику иммиграции и предоставления убежища, удвоило число своих избирателей – с 6% голосов до нынешних 13%. Этот феномен вызвал наибольший отклик европейских комментаторов, увидевших в нем продолжение тенденции к росту влияния различного рода внесистемных, популистских политических движений. Это наблюдается во Франции и Великобритании, Нидерландах и Дании, Финляндии и других странах.

Швеция известна терпимостью по отношению к иммигрантам и беженцам, в 2014 году, как ожидается, она примет 80 тысяч человек. Это немало с учетом того, что население страны – чуть меньше 10 миллионов. Й.Окессон предлагает сократить число принимаемых иностранцев на 90%. Хотя опросы населения показывают, что 60% шведов одобряют нынешнюю иммиграционную политику, в какой-то мере правительству придется учитывать это требование, равно как и сам факт широкого представительства крайне правых депутатов в Риксдаге.

Хотя остальные партии заявили, что исключают какие-либо коалиции со Шведскими демократами, успех этого движения делает крайне затруднительным образование логичных правительственных коалиций, опирающихся на абсолютное парламентское большинство. Сам Й.Окессон поэтому провозгласил себя «делателем королей».

Чем объяснить поражение правоцентристов на выборах и какие задачи придется решать новому кабинету?

В самом деле, проигрыш Ф.Райнфельда может показаться неожиданным. Экономика Швеции находится в хорошем состоянии, хотя ЕС в целом поражен острым кризисом. Правительство при этом ухитрилось за прошлые годы снизить налоги, размеры которых – одни из самых высоких в мире. Но при этом пришлось пойти на сокращения социальных расходов, что ударило по шведской модели успешного государства всеобщего благоденствия. Хотя в социальном отношении шведское общество по-прежнему не знает колоссальных разрывов между различными слоями населения, тенденция к свертыванию этих достижений тревожит многих шведов.

Среди новых проблем, вызывающих беспокойство избирателей, –безработица, особенно среди молодёжи, и образование. Сейчас не имеют работы 8 % самодеятельного населения Швеции, тогда как среди молодежи она превышает 22%.

Система образования, которой традиционно гордились в стране, дает сбои. Это фиксируют даже международные рейтинги. Так, соответствующие исследования проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сравнивая показатели в чтении и математике. В 2006 году шведские школьники были среди лидеров, а черед 6 лет опустились ниже среднего уровня по ОЭСР.

Социал-демократы считают, что эти негативные тенденции являются результатом либеральных реформ правоцентристской коалиции. «Система благоденствия дала трещину, народ больше не чувствует себя уверенно», – говорил в ходе предвыборной кампании С.Лёвен. Сейчас ему придется попытаться исправить положение, сохранить шведскую модель общества, не подорвав благополучное состояние экономики, полученное в наследство. При этом правительственное большинство будет довольно хрупким.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№9(91), 2014

№9(91), 2014